Всем доброго дня!
Наверняка вам хорошо знакома эта пословица: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Она как нельзя лучше передает смысл социального капитала – того самого богатства, значение которого мы часто недооцениваем. В этой статье я расскажу, что такое социальный капитал, какое влияние он оказывает на нашу с вами жизнь и как сделать так, чтобы увеличить этот капитал и стать по-настоящему социально богатым.
Содержание
Понятие простыми словами
Если максимально упростить определение и свести к единому знаменателю многочисленные трактовки, то социальный капитал человека (social capital) – это все его контакты и социальные связи, которые при необходимости он может использовать для получения каких-либо благ.
Термин “социальный капитал” называют еще и по-другому: культурный капитал и даже гражданский капитал. Это понятие используется во многих областях, например, в социологии, политологии и экономике, и в общем смысле обозначает качество социальных связей в обществе.
Одним из первых, кто описал концепцию социального капитала, был историк и философ XVIII века Дэвид Юм. Он еще не использовал этот термин, но говорил о том, что человеческие контакты делают совместное существование более безопасным и взаимовыгодным. Иными словами, гораздо более рационально дружить и обмениваться помощью, чем пребывать в одиночестве.
О силе связей говорили еще задолго до Юма, начиная со времен Аристотеля. Но именно термин “социальный капитал” впервые был озвучен в 1980 году французским социологом Пьером Бурдье. По его мнению, этот вид капитала зависит не только от широты сети знакомств, но и от экономических и культурных факторов. Проще говоря, люди из более привилегированных семей имели доступ к услугам более высокого класса и обладали более ценным социальным капиталом.
Обновленную структуру социального капитала представил американский социолог Джеймс Коулман. Согласно его концепции, для построения социального капитала нужен еще один важный элемент – доверие. Коулман заметил, что наиболее высокий социальный капитал отмечается в тех группах, где люди больше всего друг другу доверяют.
Как формируется социальный капитал
В основе социального капитала лежат люди и отношения с ними. Чем больше людей и чем надежнее с ними связи, тем более социально богатыми мы являемся. И больше выгоды могут получить все участники такой сети.
Каждый из нас обладает собственным социальным капиталом. Это ближайший круг общения. Это родственники, друзья, коллеги, однокурсники, очень хорошие знакомые и просто знакомые, с которыми мы обменялись контактами на конференции, в баре, на родительском собрании в школе, в танцевальном кружке, в спортзале, в волонтерской организации и т. п. Также в этот капитал входят и подписчики из социальных сетей.
Осознанно или неосознанно, но мы монетизируем свои социальные связи. Наверняка кто-то из вас обращался к знакомому стоматологу, чтобы вылечить зуб со скидкой, или делал маникюр у подружки, потому что у нее для вас дешевле, или при поломке ноутбука звонил другу, который хорошо разбирается в этом вопросе.
В детстве мы обменивались игрушками в детском саду, а сейчас обмениваемся друг с другом услугами и визитками. И в этом нет ничего плохого. На то он и капитал, чтобы работать, а не лежать без дела. Помогли вы – помогут и вам.
Во многом именно благодаря социальным связям стали возможны новые инфраструктурные сообщества и шеринговая экономика (экономика совместного потребления).
Например, краудфандинговые площадки помогают людям собирать средства на реализацию различных проектов. Блогеры имеют возможность зарабатывать на подписках, донатах и рекламе: чем больше подписчиков, т. е. чем больше социальный капитал, тем больше растет и финансовый капитал.
Как его измерить
Оценить и подсчитать свой социальный капитал сейчас стало гораздо проще, чем 20 или 30 лет назад. В этом нам очень помогают соцсети. С развитием блогинга значительно упростился процесс наращивания количественного капитала.
Связи, аудитория, сеть контактов стали даже объектом экономических отношений. Сегодня пользователи готовы покупать как сами социальные связи (например, через накрутку подписчиков), так и возможности их получить (например, через нетворкинг-проекты, мероприятия и т. д.).
Разумеется, назвать точную цифру своего социального капитала не получится. Вы можете заглянуть в телефонную книжку на смартфоне, сплюсовать друзей и подписчиков из разных социальных сетей и примерно представить масштабы своего капитала. Но помимо количественного показателя, есть еще качественный, который куда более важен для реализации тех функций, которые и должен по своей сути выполнять социальный капитал.
Когда я собирала материал для этой статьи, я наткнулась на текст девушки-спикера. Она решила поставить эксперимент и проверить, на каком уровне находится ее социальный капитал, т. е. насколько велико его качество. Она организовала свое первое офлайн-мероприятие и пригласила на него всех знакомых.
Задача усложнялась тем, что мероприятие было назначено на середину рабочего дня, поэтому прийти на него могли только люди, которые действительно состоят в доверительных отношениях и тесной связи с этой девушкой. В результате в зале она увидела почти 50 человек.
А сколько бы людей пришло на ваше мероприятие, как думаете? Именно эта цифра и будет отражать примерное состояние и качество вашего социального капитала.
Мало просто иметь этот капитал. У всех нас есть социальные сети и сотня “друзей” во ВКонтакте. Но с кем мы дружим и взаимодействуем по факту? Кто реально поддержит нас на нашем первом концерте или придет на помощь, когда что-то случится?
Чтобы иметь качественный капитал, нужно устанавливать доверительные отношения с людьми и, что еще более важно, поддерживать их. Об этом мы поговорим чуть позже, а пока еще немного теории.
Виды социального капитала
Выделяют два вида социального капитала. Рассмотрим подробнее.
- Связующий
Он показывает, насколько сильными являются связи внутри группы. Например, насколько качественной, тесной, доверительной является связь между вами и вашими друзьями, подписчиками в социальных сетях, коллегами по работе и т. д.
Чем лучше вы знаете друг друга, чем более регулярный контакт поддерживаете, тем выше показатель связующего социального капитала.
- Вспомогательный
Такой капитал образуется при увеличении связей между разными группами и сообществами. Например, когда съезжаются и знакомятся две профессиональные команды из разных городов.
Именно на таком виде социального капитала строится, к примеру, народное бюджетирование, когда горожане совместно с муниципалитетом решают вопрос о распределении части местного бюджета, и работа гражданских организаций.
Формы и уровни
Социальный капитал может существовать в двух независимых друг от друга формах:
- Структурной. В нее входят институты и правила установления и поддержания связей.
- Когнитивной. Включает такие элементы, как доверие, отношение и ценности.
Каждая из этих форм может находиться на одном из трех уровней:
- Макроуровень. В структурной форме он включает государственные институты, нормы права и профессиональные сообщества. В когнитивной – общественные стандарты, ценности, включая доверие.
- Мезоуровень. На этом уровне в структурной форме находятся общественные организации и деловые сообщества. В когнитивной форме, помимо общественных ценностей, на этом уровне стоят еще и личные ценности.
- Микроуровень. В структурной форме этот уровень включает сети внутри компании, входящие в состав интернациональных сообществ. В когнитивную форму включены корпоративные нормы и ценности.
Какую роль играет для человека
У социального капитала множество функций. Предлагаю подробнее их рассмотреть.
- Возможности и выгода
Как ни крути, но каждый мечтает иметь друзей и знакомых из разных сфер и областей. Широкая сеть контактов и связей позволяет быстро решить любой возникший вопрос, справиться с проблемами разного рода и уровня.
Это то, что сейчас называют нетворкингом – плетением полезных связей. Вам помогают, к примеру, занять хорошую должность, устроить ребенка в детский сад, пройти без очереди на концерт, решить вопрос с бумагами, а вы помогаете тем, что умеете сами.
- Эмоциональный комфорт
Когда мы можем поделиться своими эмоциями и получить качественную обратную связь, это дает чувство поддержки и защищенности. И даже не так уж важно, слушает вас за чашкой кофе друг или вы делитесь переживаниями со своими подписчиками.
- Монетизация
Социальный капитал можно монетизировать и превращать в финансовый капитал. Например, когда мы знакомимся с кем-то на деловом мероприятии, даем свою визитку, а потом люди заказывают наши услуги.
Или пример с блогерством, когда на канал эксперта подписаны сотни тысяч человек, которые могут отправлять донаты, переходить по рекламным ссылкам, рекомендовать услуги уже своим друзьям, знакомым и подписчикам, тем самым распространяя информацию о блогере и его продуктах.
- Новое мировоззрение и расширение интересов
Есть такая теория, что каждый из нас является средним арифметическим пяти человек из нашего ближайшего окружения. Это касается всего: картины мира, отношения к жизни и даже доходов.
И если мы начинаем общаться с людьми более высокого уровня мышления, наше собственное мышление расширяется, мы начинаем мыслить другими масштабами, привыкаем говорить о другом, действовать другими стратегиями, что влияет на все сферы нашей жизни.
Поэтому одной из ключевых ценностей человека является его окружение. Не зря большинство бизнесменов уделяют так много времени нетворкингу, а с каждым годом появляется все больше бизнес-сообществ.
Как стать социально богатым
Умение налаживать и поддерживать здоровые, взаимополезные социальные связи – это навык. Как и любой другой навык, его можно развить. Ниже я приведу рекомендации, воспользовавшись которыми вы сможете в будущем получить более широкий и хороший социальный капитал.
Учитесь поддерживать энергообмен
Главным свойством социального капитала является взаимная выгода. Я говорю про принцип win-win, когда “ты мне, я тебе”. К сожалению, немногие из нас умеют благодарить и отдавать взамен.
Лишний раз сказать “спасибо”, написать отзыв на понравившуюся услугу, оставить приятный комментарий, прийти в гости не с пустыми руками, отправить маленький донат блогеру за крутой инсайт, поделиться полезным контактом или ссылкой. Поблагодарить можно разными способами.
Если вы пришли к кому-то с просьбой, предложите что-то взамен. Расскажите о том, чем вы сами можете быть полезными. И обязательно благодарите, если вам уже оказали помощь, услугу или поддержку. Так вы поддержите энергообмен и сделаете вашу связь более прочной.
Не забывайте про инфляцию
Что такое инфляция в экономике? Это обесценивание денег. Условно говоря, раньше мы могли на 50 тысяч рублей отдохнуть в Италии, а сейчас только на юге России, если сильно постараться и не в разгар сезона.
Такой же феномен актуален и для социального капитала. Если раньше, когда вы каждый день виделись со своими однокурсниками, они ради вас могли хоть на край света отправиться, то сейчас, когда контакт давно прерван, ваша дружба обесценилась.
Чтобы такого не происходило, поддерживайте те контакты, которые для вас имеют ценность. Необязательно каждую неделю пить вместе кофе или ходить в кино, чтобы связь сохранялась. Это можно делать незаметно, но с душой: написать пару добрых слов в комментарии под фотографией в соцсети, поздравить с праздником. Это уже будет весомым вкладом в прочность вашего контакта.
Или другой пример. Вы что-то пообещали и не выполнили, кого-то подвели, и вот уже доверие к вам подорвано, как подорван и социальный капитал. Вроде бы человек тот же, а отношения уже не те. Подмочить репутацию бывает легко. Старайтесь трепетно относиться к своим словам, обещаниям и уважайте чужое время.
Избавляйтесь от ограничивающих убеждений
В данном контексте речь о таких установках:
- Никому нельзя доверять.
- Инициатива губит инициатора. Лучше я подожду, пока ко мне подойдут первыми.
- Высовываться и выделяться бывает опасно.
- Да кому интересны мои услуги.
Очень часто именно подобные убеждения мешают нам выстраивать социальный капитал. Если вы обнаружили у себя что-то подобное, проверьте эти фразы в голове на полезность. Они помогают вам или мешают? Если у вас не будет такой установки, что тогда может измениться?
Можно даже сделать это письменно, чтобы наглядно показать себе потенциальные перспективы, от которых вы сознательно или неосознанно отказываетесь.
Развивайте и расширяйте себя
По-настоящему качественный социальный капитал находится в плоскости наших интересов, где мы можем иметь возможность искренне поддержать беседу, найти общий язык и обнаружить единомышленников со схожими ценностями.
А чтобы круг общения нас устраивал и радовал, нам сначала нужно стать человеком, которому будет место в таком коллективе.
Развивайте себя, расширяйте свое мышление, мироощущение, станьте интересным и полезным человеком для себя самого. И тогда все это увидят в вас и другие.
Знакомьтесь
Да, совет очень банальный, но без него здесь никак. Если вы считаете, что с доступным вам социальным капиталом вы уже наладили качественную связь, а количества недостает, без новых знакомств не обойтись.
Особенно эта рекомендация будет актуальна для тех, кто привык жить в своей устоявшейся “ракушке” и годами не выходит за пределы схемы “дом – работа – магазин – дом”.
Есть масса мест, где можно знакомиться с людьми: курсы (как онлайн, так и офлайн), кружки, секции, спортзал, бизнес-завтраки, конференции, семинары, командировки, социальные сети, форумы. Даже обычная прогулка с собакой, поездка в лифте или такси может закончиться интересным и очень полезным знакомством.
Не упускайте возможности! Разговаривайте с людьми. Вы не знаете, где встретите нужного вам человека.
Еще в нашем блоге есть большая статья про нетворкинг, где я рассказываю о том, как можно познакомиться с новыми людьми, как наладить первый контакт и каким образом поддерживать связь в социальных сетях.
Заключение
При формировании социального капитала очень важно устанавливать доверительные, качественные, существенные отношения, не жалеть времени на благодарность, внимание, похвалу и полезный вклад. Прежде чем что-то попросить, нужно сначала подумать, а что вы можете дать взамен, чем вы можете быть полезным для человека.
Ведь если только брать, от капитала ничего не останется. Это выглядит, как если бы у вас в заначке под подушкой была тысяча долларов и вы оттуда постоянно тянули и тянули сбережения. Так и с социальным капиталом. Если только просить и брать, не восполняя баланс и не инвестируя собственную энергию, скоро можно обнаружить, что отношения обеднели или вовсе себя изжили.
Если работать над своим капиталом, он обязательно принесет плоды. В виде финансовых поступлений, в виде моральной поддержки или физической помощи, в виде ценных рекомендаций и подсказок, в виде клиентов и партнеров, в виде интересного и расширяющего общения.
А как у вас обстоят дела с социальным капиталом? Поделитесь в комментариях, часто ли вы знакомитесь, умеете ли благодарить и т. д.
Я желаю вам хорошего дня и прощаюсь до следующей публикации.