Доброго дня, уважаемые читатели!
Наверняка вам не раз доводилось слышать фразы вроде “Это безнравственно” или “Он человек высокой нравственности”. А что означают эти слова? Сегодня предлагаю более глубоко рассмотреть, что такое нравственность, зачем ее оценивать в других и развивать в себе, откуда вообще появилось это понятие и чем оно отличается от морали.
Содержание
Определение понятия
Если заглянуть в Википедию, то мы увидим следующее определение.
Нравственность – это моральное качество человека и правила, которыми он руководствуется, когда стоит перед выбором. Чаще всего ближайшими синонимами данного термина считаются “мораль” и “этика”.
Само слово в русском языке появилось в 1789 году благодаря Словарю Российской Академии и явилось переводом французского термина morale, что означает “мораль, нравственность, нравоучение”.
Данное понятие объединяет в себе много разных положительных качеств личности: честность, доброту, сострадание, долг, честь, надежность, чуткость, щедрость, верность, иногда религиозность, духовность, патриотизм и др.
Нравственность – это качество, которое воспитывается в условиях социума. Человек не рождается уже с готовыми моральными ценностями. Все это ему прививает сначала семья, а потом и остальное окружение в лице воспитателей, учителей, кумиров и др.
Как и все, что прививается людьми, носит очень субъективный характер. В каждом обществе и в каждой семье свои ценности, свои нормы правильного и неправильного, свой уровень нравственности. Мы все по-разному оцениваем свои и чужие поступки. Такую индивидуальность подчеркивает и этимология термина. Основа слова “нрав” указывает на то, что это о чем-то внутреннем, присущем конкретному индивиду, соответствует его характеру.
Также нравственность может быть продиктована профессией. Например, для судей в приоритете должна быть справедливость и неподкупность, для пожарных – храбрость и решительность, для врачей – чуткость и тактичность и т. д.
Чем нравственность отличается от морали
Несмотря на то, что нравственность и мораль в обиходе часто употребляются как синонимы, большинство философских систем отделяют два этих понятия друг от друга.
В этом смысле нравственность является лишь внутренней частью или уровнем общей морали. То есть это индивидуальные правила и ценности человека, которые у него сформировались в процессе взросления и становления как личности. Мораль же трактуется как внешний идеал, который диктуется общественностью.
Простыми словами, мораль – это теория, т. е. то, как должно быть. Люди изучают правила морали, но укладывают их в своей голове по-разному. Это как с книгой: разные люди читают одно и то же произведение, но делают разные выводы. Получается, что нравственность определяет, насколько хорошо в человека “зашла” мораль, как он ее реализует на практике.
Благополучие общества зависит от того, насколько нравственными являются члены этого общества. Ведь мораль – это просто предписания, которые отдельно от людей ни на что не могут повлиять.
Можно сказать, что человек, поступающий из принципов морали, просто стремится соответствовать социальному приличию, заслужить оценку общества. А тот, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, поскольку им движет внутренний цензор – совесть и воля.
В повседневной жизни эти два понятия все же отождествляются. Вполне допустимо употреблять фразы “У меня высокие моральные принципы” и “Я высоконравственный человек” как равноценные по смыслу.
Из чего состоит и как проявляется
Как мы с вами выяснили, нравственность является очень субъективным понятием. Некоторые вещи могут восприниматься одним человеком как допустимые, а другому казаться совершенно безнравственными.
Например, сторонники гедонизма убеждены в том, что получение удовольствия является единственной ценностью и смыслом жизни. В то же время в христианстве такая точка зрения наверняка будет расцениваться как аморальная, ведь “Бог терпел и нам велел”. То же самое и в буддизме, где центральной идеей является “жизнь как череда страданий”.
Еще пример – гражданский брак. Сколько людей, столько и мнений. Люди, придерживающиеся консервативных взглядов, считают безнравственным совместное проживание без штампа в паспорте и иные формы свободных отношений без правовых обязательств. Раскрепощенное поведение молодежи и ее попытки самовыразиться воспринимаются более старшим поколением как аморальное.
Тут, как говорится, на вкус и цвет. Но есть вещи, которые можно назвать ключевыми и неизменными, несмотря на всю относительность понятия морали:
- Совесть. Считается, что нравственный человек поступает по совести, справедливо относится к окружающим и несет ответственность за собственное поведение, слова.
- Бескорыстие. Когда добрые поступки делаются не для личной выгоды, не из-за корысти, а во благо того, на что или на кого они направлены.
- Гуманность, взаимовыручка, сострадание. С точки зрения эволюции эти качества являются одними из важнейших, благодаря которым человечество до сих пор не вымерло и не потеряло способность развиваться. Любые посягательства на права, свободу, здоровье и жизнь другого человека будут являться безнравственными.
Золотое правило нравственности
У понятия нравственности множество составляющих. В их число также можно включить, например, 10 заповедей – часть нравственных правил, которые обусловлены религией. Фактически можно выделить десятки, а то и сотни различных правил, которые по своей сути сводятся всего к одному условию, а именно к гармоничному существованию человечества.
В любые времена и у любых народов имело место некое “золотое правило”, которое составляло основу нравственности. Несмотря на то, что оно было сформулировано философами и мыслителями в далекие времена, своей актуальности оно не утратило и по сей день.
Его оригинальная краткая версия звучит следующим образом: “Чего не хочешь себе, не делай другому”. Другая модификация: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой”.
Данное правило является универсальным и формирует понимание того, что все люди равны и каждый должен нести ответственность за последствия собственных действий и слов. Если бы каждый из нас проецировал эти последствия на себя самого, возможно, в мире было бы меньше проблем, как локальных, так и глобальных.
Как развивать нравственность
Как я уже отметила чуть ранее, основы нравственности закладываются в нас с самого детства. По словам исследователей, база формируется примерно к 7 годам и полностью развивается к 16. Но это вовсе не означает, что взрослый человек уже не в силах повлиять на свой нравственный уровень.
Каждый может воспитывать в себе положительные качества, прививать новые ценности и развиваться, каждый раз делая выбор с помощью своей воли. Но эксперты утверждают, что это будут уже скорее моральные принципы, нежели нравственные, ведь они продиктованы внешними причинами.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте. Каждый ответственный родитель стремится воспитать в своем ребенке такие положительные с точки зрения этики черты, как честность, искренность, порядочность, доброта, смелость и др. Проблемы могут возникнуть в том случае, если сам родитель не понимает значения этого термина, если его картина мира искажена негативными убеждениями и опытом.
Ниже мы рассмотрим корректные способы воспитания нравственности у детей:
- Личный пример. Пожалуй, самый очевидный способ – это показать своему ребенку на практике, как нужно поступать, т. е. сделать так, чтобы поступки не шли вразрез со словами. Если сам родитель пренебрежительно отзывается о бездомных кошках и собаках, бессмысленно рассказывать малышу о сострадании и любви к животным.
- Дружеский разговор. Думаю, все помнят стихотворение Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”. Это наглядный пример того, как родитель просто и без нравоучений говорит с ребенком на тему различий хороших поступков и плохих. К слову, дети гораздо внимательнее и с большим интересом слушают то, что произносится не как нотация или упрек, а как приятельская беседа, приправленная советами.
- Чтение. В большинстве детских сказок и других произведений есть положительные и отрицательные персонажи, на примере поступков которых малыш может понять, как выглядят нравственные и безнравственные черты.
- Дискуссии. Прекрасный способ привить положительную установку – дать ребенку возможность самому поразмышлять над ее важностью и ценностью. Задача родителя здесь состоит в том, чтобы озвучить нравственную составляющую, привести примеры ее проявления и задать наводящие вопросы. Например, можно спросить, что ребенок думает по какому-либо поводу.
- Игровая деятельность. Игры – самая увлекательная и доходчивая форма усвоения материала. Можно подобрать какие-нибудь групповые развивающие игры, в которых будет возможность понаблюдать за реакциями и поступками других людей и оценить собственные.
Заключение
Нравственность в современном понимании – это совокупность установок и качеств человека, которые определяют его поведение и соответствуют моральному кодексу общества. В отличие от морали, которая подобно закону представляет собой внешнее требование к поведению человека, нравственность является внутренним цензором, который побуждает поступать в согласии с совестью и волей.
Воспитывая в ребенке нравственные качества, важно помнить о ценности его собственного мнения и мыслей, что также благоприятным образом будет сказываться на дальнейшем его самовоспитании.
Желаю всем добра. До скорой встречи в новых публикациях!