Приветствую вас, уважаемые читатели!
Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения. Постараюсь простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.
Содержание
Определение личности в психологии
Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.
Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.
На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.
Определение личности в обиходе
Вы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?
Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.
Индивид, индивидуальность, личность
С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.
Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.
Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.
Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.
Каждый ли человек становится личностью
Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.
Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.
Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.
Компоненты личности
Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.
Способности
Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.
Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.
Существует несколько классификаций способностей.
По структуре способности подразделяются на:
- Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
- Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.
По распространенности:
- Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
- Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.
По характеру деятельности бывают:
- Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
- Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.
Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.
Темперамент
Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.
Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?
Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.
Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.
Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.
Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.
Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.
Характер
Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.
В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.
Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:
- Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
- Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
- Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.
Воля
Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.
В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.
Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.
Эмоции
Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.
Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:
- Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
- Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
- Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
- Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
- Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
- Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.
Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.
Мотивация
Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.
Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.
Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.
Концепции и теории развития личности
Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда Фрейда
Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
- Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
- Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
- Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава Юнга
В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
- Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
- Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
- Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.
Гуманистическая теория личности
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личности
Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
Заключение
Давайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.
Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды. Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация. Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.
Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.
А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать? Мне понадобилось много времени, чтобы принять свой меланхолический темперамент. Зато это дало мощнейший толчок в развитии и становлении личности.
До встречи в следующей статье!