Доброго дня, уважаемые читатели!
Когда человек сталкивается с сильным стрессом, ему на помощь приходит заботливая психика, которая бросает свои силы на снижение эмоциональной нагрузки. Такая самозащита позволяет быстрее адаптироваться к происходящему и снизить последствия травм, однако при этом лишает нас способности трезво смотреть на мир. Сегодня я расскажу, что такое защитные механизмы психики и какими они бывают.
Содержание
Понятие простыми словами
Защитные механизмы, психологическая защита – это неосознаваемый психический процесс, который нацелен на минимизацию отрицательных переживаний.
Иными словами, это некий предохранитель, который срабатывает в те моменты, когда мы испытываем сильные негативные эмоции, например, серьезно конфликтуем с кем-то, слышим крайне тревожную новость, пугаемся чего-то, переживаем высокий уровень стресса. И чтобы мы могли эмоционально выдержать происходящее и не впасть в какое-нибудь оцепенение, психика включает одну из защитных реакций.
В отличие от большинства идей Фрейда концепция психологической защиты была впоследствии доказана многочисленными исследованиями и на данный момент входит в практику большинства психотерапевтов, независимо от их направления.
Советский и российский психиатр Борис Карвасарский привел интересную аналогию, сравнив психическую систему безопасности с иммунитетом. Когда организм сталкивается с вирусом, он включает свои защитные механизмы, в результате чего повышается температура тела, призванная убить инфекцию. Однако у этого есть обратная сторона: слишком высокая температура не только причиняет боль и дискомфорт, но и может стать причиной осложнений.
Получается, что иммунитет в умеренной “дозировке” – это наш друг и защитник, но стоит только ему перейти умеренную фазу, как он способен нанести вред, нападая не только на клетки вируса, но и на собственные клетки человека.
Психологические стратегии работают по схожему принципу. С одной стороны, они выполняют функцию спасателя, а с другой – способны нанести серьезный ущерб, став препятствием к полноценной жизни.
Зачем нужны защитные механизмы
Большинство подходов в психологии признают, что механизмы психзащиты активизируются у людей с целью спасения психики от боли. В Кратком толковом психолого-психиатрическом словаре даже указано, что психологическая защита стабилизирует личность и помогает сформировать внутри антисуицидальный барьер.
Помимо задачи выживания и минимизации негативных переживаний, защитные механизмы могут использоваться для поддержания самооценки. К примеру, путем стратегии вытеснения психика может попросту избавиться от какого-либо воспоминания, угрожающего чувству уверенности в своих силах, самоуважению и т. д.
И таких психзащит существует много. Более подробно мы разберем их далее.
Виды защитных механизмов психики
Какой-либо общепринятой классификации защитных механизмов психики не существует. Многие авторы приводят собственное разделение, при этом критикуя другие классификации, называя их то недостаточно исчерпывающими, то чрезмерно полными и включающими психические процессы, не относящиеся к защитным механизмам.
Наиболее универсальное подразделение было представлено в книге американского психолога и психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс, где психзащиты распределяются на два уровня по степени их примитивности и силе влияния на то, насколько адекватно человек воспринимает реальность. Так выделяют первичные и вторичные.
Первичные
Первичные психологические защиты называют механизмами низшего порядка, или незрелыми. Дело в том, что они очень простые и человек начинает пользоваться ими уже в раннем детстве.
Разберем основные из них.
- Всемогущий контроль
В детстве ребенок видит себя центром мира и причиной всего, что с ним происходит. Например, он может считать себя виноватым в разводе родителей.
По мере взросления такая психзащита превращается в убежденность своего безграничного влияния и могущества. В плюсе такой человек способен сворачивать горы ради достижения целей и успешно продвигаться по карьерной лестнице. В минусовом проявлении, например, чувствовать вину из-за болезни близкого или совершать преступления, будучи уверенным в том, что его никто не поймает.
- Диссоциация
Это одна из немногих психологических защит, которая возникает исключительно в моменты острого травматического события, когда стресс настолько сильный, что психика не в состоянии его вынести. Например, это может быть насилие или автокатастрофа.
В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать событие будто со стороны, словно оно происходит не с ним, а с кем-то другим. При диссоциации он может не чувствовать ни боли, ни паники, ни страха, а также потеряться в восприятии времени и реальности. Все может казаться странным, тусклым, отдаленным, а пережитые часы представляться минутами.
- Отрицание
В этом случае человек отказывается принимать реальность. Он считает, что если не признавать произошедшее, то его как бы и не случилось, а значит, и проживать его прямо сейчас не нужно.
В некоторых случаях это бывает полезным. Так, например, в критической ситуации человек с отрицанием остается способным сохранять самообладание и действовать с холодной головой, в то время как другие люди под влиянием чувств и эмоций могут подвергнуться опасности.
Однако есть и обратная сторона. Например, когда человек отказывается принимать правду о своем состоянии – будь то серьезный недуг или зависимость – и всячески избегает лечения.
- Примитивная изоляция
Данный механизм схож с предыдущим, однако здесь человек не отрицает происходящее, а уходит в защитное фантазирование, т. е. сбегает от реальности в другое психическое состояние. В этом случае его можно сравнить со страусом, который прячет голову в песок, или черепахой, скрывающейся в панцире в момент опасности.
Человек может отстраняться от стрессовых ситуаций разными способами: с помощью книг, сериалов, компьютерных игр. При этом он не искажает настоящие факты. Когда фильм заканчивается, человек возвращается и понимает, что происходит вокруг.
Однако такой тип защиты может иметь более выраженную форму. И тогда человек все время избегает соприкосновения с реальностью: перестает общаться с друзьями и родными, уходит в виртуальное пространство, погружается в мир фантазий, постепенно теряя социальные связи и ощущая одиночество.
- Примитивная идеализация и обесценивание
Механизм идеализации позволяет человеку наделять другого идеальными качествами. Например, ребенок считает своих родителей всемогущими, а взрослый, встречая любимого человека, видит его в розовых очках и убеждает себя, что это самый лучший партнер на свете.
По мере взросления или развития отношений наступает обесценивание. Оно естественно и полезно. В первом случае оно позволяет ребенку сепарироваться и начать принимать самостоятельные решения, а во втором – перейти на новый уровень близости в паре.
Но есть люди, которые проживают процесс идеализации и обесценивания постоянно. Знакомясь с новым человеком, они испытывают восторг. И чем он сильнее, тем больнее потом разочарование, когда идеальный знакомый превращается в обычного живого человека. Кроме того, люди с идеализацией возводят на пьедестал врачей, психологов, звезд, коллег – всех, кого на короткое время сочтут лучшими.
Еще один неприятный побочный эффект примитивной идеализации – нарциссизм. Идеализирующему человеку крайне сложно принимать собственные несовершенства.
- Проекция
При данном механизме человек ошибочно приписывает внешним объектам то, что происходит у него внутри. Например, ему может казаться, что он в силу своей эмпатии считал у другого человека какие-то чувства, мысли, мотивы, черты характера, в то время как все это является его собственным.
Человек не может знать, что чувствует другой, он лишь проецирует собственный опыт. Ему кажется, что в этот момент он распознал чувства другого, но на самом деле вспомнил свои.
Проекции могут искажать реальность и наносить вред. Так, например, человек с включившимся механизмом проекции может обвинить другого в зависти или ненависти, хотя он сам это испытывает, но не может себе в этом признаться.
- Интроекция
Это механизм, при котором происходящее вовне переносится вовнутрь. Например, ребенок может воспринимать агрессию родителя как собственную черту или считать себя всемогущим путем присвоения себе характеристик какого-нибудь книжного или киногероя. То есть он бессознательно переносит во внутренний мир то, что увидел снаружи: чужие взгляды, мотивы, установки, способности и т. д.
По мере взросления интроекция обычно начинает осознаваться, превращаясь в идентификацию. Иными словами, взрослый уже способен решить для себя, на кого ему быть похожим и чьи черты перенимать.
- Проективная идентификация
Данная психзащита является промежуточной между проекцией и интроекцией: человек бессознательно пытается сделать так, чтобы другой соответствовал его проекциям, т. е. фантазиям относительно этого другого. Проще говоря, вынуждает соответствовать своим ожиданиям.
К примеру, завязывая отношения, он подсознательно ожидает, что они продлятся недолго и партнер рано или поздно ему изменит и уйдет. При этом он ведет себя именно таким образом, чтобы данный сценарий реализовался. Срабатывает некое самопророчество.
- Расщепление эго
Это можно описать как восприятие мира в черно-белых тонах. Какой-то человек либо добрый, либо злой, и не может быть разным. День либо хороший, либо плохой, никаких полутонов.
По словам психологов, подобное мышление присуще маленьким детям: для них мама, которая ругает, и мама, которая жалеет и целует, – это две разные мамы, которые никак не представляется возможным соединить в одного человека. У взрослого с включенным механизмом расщепления эго психика работает аналогичным образом: стремясь упростить понимание произошедшего, она вытесняет лишние воспоминания.
К примеру, человек поссорился с другом и уже считает его бесчувственным грубияном, хотя только вчера обнимался с ним и считал самым близким. Воспоминания о дружбе не исчезают, однако психика вытесняет их из сознания, помогая справиться с негативными чувствами. При этом на следующий день мнение о друге может точно так же кардинально поменяться в обратную сторону.
Вторичные
Вторичные психологические защиты – это механизмы высшего порядка. Они гораздо более сложные. И для их использования нужно, что называется, созреть.
В их числе следующие.
- Аннулирование, или возмещение
Данный механизм позволяет “отменить” эффект негативного события с помощью создания нового позитивного события. Например, мужчина, желающий загладить вину после ссоры, дарит супруге подарок. Или человек, совершивший аморальный поступок, идет в церковь исповедоваться или отдает средства на благотворительность.
- Вытеснение, или репрессия
Если какое-то событие причинило боль, человек с данной психзащитой может его “забыть”, т. е. вытеснить из сознания.
К примеру, жертва насилия может реально не помнить о случившемся. Однако последствия этого события психика вытеснить не в силах: девушка будет испытывать страх и тревогу, находясь рядом с мужчинами, чтобы избежать столкновения со страшными воспоминаниями.
- Смещение, или замещение
Представляет собой бессознательную переориентацию негативного чувства с первоначального объекта на другой. Например, человек не может накричать на начальника, который его разозлил, поэтому он придет домой и найдет повод, чтобы поссориться с супругом, или отшлепает из-за невыполненных уроков ребенка, который потом тоже по цепочке сместит свой гнев на кошку.
- Изоляция аффекта
Это процесс отделения чувств от мышления, к которому человек прибегает, когда эмоции оказываются неуместны или опасны.
Так, например, хирурги не могли бы проводить операции, если бы всякий раз сопереживали пациенту и боялись за его жизнь. Бывает, что люди, пережившие страшные события, рассказывают о них очень спокойно и даже иронично. Тут тоже работает изоляция аффекта – чувства просто блокируются.
- Интеллектуализация
Если изоляция аффекта блокирует эмоции, то при интеллектуализации чувства признаются, однако человек пытается объяснить происходящее с рациональной точки зрения, равнодушно констатируя факты и утверждая, что чувственные импульсы не играют важной роли.
С одной стороны, такой человек признается эмоционально зрелым с прекрасным самоконтролем, с другой – его могут считать неискренним, безэмоциональным и просто скучным.
- Рационализация
Данный механизм подразумевает поиск разумного и обоснованного в своих поступках или чем-то негативном. Например, родитель может объяснять себе физические наказания ребенка тем, что так он воспитывает в нем ответственность. Или, например, человек, переживший неудачу, говорит, что “не слишком-то и хотелось”.
- Морализация
Психзащита, схожая с рационализацией. Здесь человек тоже ищет оправдания тому или иному опыту, но не логические, а моральные, высокодуховные. Например, человек может убеждать себя и других в том, что родители били его в детстве только затем, чтобы он вырос хорошим человеком.
Опасность этого механизма состоит в том, что оправдываться могут любые поступки, даже самые очевидно вредящие.
- Поворот против себя, или аутоагрессия
К аутоагрессии психика прибегает в случаях, когда направить эмоции на вызвавший их внешний объект небезопасно.
Например, жертва домашнего насилия может думать, что если она будет хорошо себя вести, то все наладится и у партнера не будет больше вспышек гнева. Или ребенок, который боится навлечь на себя агрессию родителей, начинает себя критиковать, винить в их холодности и делать усилия, чтобы его похвалили.
Помимо психологических мер наказания, может использоваться в том числе и физическая (самоповреждение).
- Регрессия
Представляет собой откат к более ранним моделям поведения.
Например, 7-летний ребенок в момент стресса может капризничать так, как это делает трехлетний. Или взрослый человек, сумевший победить никотиновую зависимость, при сильном стрессе снова возвращается к более привычному и комфортному состоянию – начинает опять курить.
- Реактивное образование
Механизм, при котором психика меняет эмоции на противоположные, чтобы защититься от угрозы и избежать амбивалентности. К примеру, после расставания влюбленная еще вчера девушка начинает испытывать отвращение и злость к бывшему партнеру, чтобы не чувствовать одиночество, тоску, ревность и т. д.
Стокгольмский синдром – еще один пример реактивного образования, когда жертва начинает оправдывать агрессора, привязываться к нему, неосознанно стремясь себя обезопасить таким образом.
- Реверсия
Эту психзащиту можно назвать патологическим альтруизмом, когда человек, нуждающийся в заботе, начинает заботиться о других. То есть он относится к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему.
Плюс механизма в том, что он, возможно, помогает улучшать отношения с окружающими. Минус – собственные потребности не осознаются и остаются неудовлетворенными.
- Сублимация
Психзащита предполагает перенаправление своих негативных чувств в нечто безопасное и социально приемлемое.
Например, человек разозлился на начальника. Чтобы не держать сильные эмоции в себе, идет в зал и бьет боксерскую грушу. Кто-то после болезненного расставания начинает писать стихи, кто-то трансформирует тревожность в тщательную уборку квартиры и т. д.
- Идентификация
Если простыми словами, то это нахождение для себя кумира, объекта для подражания.
Если в детском возрасте это могут быть, к примеру, герои мультфильмов или родители, то во взрослом эту роль занимает кто-нибудь успешный, богатый, влиятельный. То есть человек с механизмом идентификации хочет стать таким же, как кто-то. Однако тут есть риск выбрать объект с неприятными качествами или потерять себя самого.
- Раздельное мышление
Механизм совмещения убеждений, противоречащих друг другу, при котором сам факт взаимоисключения не осознается.
Например, мужчина, несмотря на обеты, данные во время венчания, изменяет своей супруге. С одной стороны, он верит в святость брака, а с другой – убежден, что мужчины полигамны по своей природе и могут изменять. Это может показаться лицемерием, однако человек вполне искренен в том, как поступает.
- Компенсация
Человек компенсирует собственные слабости и недостатки (реальные или воображаемые) за счет акцента и развития других сторон и сфер. Например, человек невысокого роста, чтобы не испытывать фрустрацию на фоне своего несовершенства, может упорно стремиться занять высокое положение в обществе.
- Игнорирование, или избегание
Подразумевает бессознательный контроль и избегание информации, которая способна как-то неприятно воздействовать.
В этом случае человек не отказывается осознавать существование тревожных сведений, как при механизме отрицания, и не прячется от реальности, как при примитивной изоляции. Он просто избегает ситуаций, в которых мог бы получить неприятную для себя информацию.
Недостатки защитных механизмов
Как мы с вами выяснили, главная функция защитных механизмов состоит в обеспечении психической безопасности. Благодаря им в момент стрессовой ситуации наступает быстрое облегчение. Однако в долгосрочной перспективе эта способность может нанести больше вреда, чем пользы.
Например:
- психзащиты могут стать причиной блокировки эмоциональных импульсов, из-за чего человек может потерять связь со своими чувствами;
- они способны навредить отношениям с окружающими;
- могут мешать проведению психотерапии, ведь человек все время будет скатываться назад, независимо от достигаемого прогресса;
- могут препятствовать обретению человеком новых навыков и стратегий адаптации;
- такой механизм, как отрицание, способен нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни человека, к примеру, когда он отказывается принимать реальный диагноз и избегает лечения;
- также психзащиты способны помешать объективному взгляду на реальный мир, способствуя пребыванию в собственных иллюзиях и, как следствие, страданиям.
Как минимизировать вред от психзащит
Если в детстве определенные психзащиты помогали обеспечивать выживание, то во взрослом возрасте они могут доставить немало проблем. Когда обстоятельства меняются, важно пересматривать под них и свое поведение.
Что делать, чтобы механизмы психологической защиты не причиняли ощутимого вреда:
- Внимательно перечитайте описание каждой психзащиты и постарайтесь честно определить, какие из них вы можете заметить в самом себе.
- Будет отлично, если обнаруженные механизмы вы перепишете в блокнот, потому что, как известно, все со временем забывается.
- Понаблюдайте за собой, когда переживаете негативные эмоции. Как правило, именно во время стресса человек чаще всего прибегает к привычным ему паттернам и шаблонам. Например, если вы левша, но обучили себя писать правой рукой, в моменты стресса вы все равно будете использовать левую руку. Итак, попробуйте понять, какие именно психзащиты вы используете и к каким прибегаете чаще всего.
- В вышеупомянутом блокноте можно не только фиксировать информацию о своих психзащитах, но и об обстоятельствах, в которых вы их использовали. Кроме того, можно записывать свои мысли по поводу того, насколько оптимальна и полезна ваша реакция и какой стратегией ее можно заменить, чтобы получить более благоприятный результат.
Заключение
Мы с вами рассмотрели, что такое психологические механизмы защиты и как минимизировать вред от их включения.
Напоследок резюмирую, что совсем избавиться от этих механизмов не получится, да и не нужно этого делать. На самом деле каждый человек постоянно живет под влиянием психологических защит и когнитивных искажений. И это нормально. Такие реакции помогают не только переживать трудные моменты, но и справляться с избытком информации, сохранять трезвый рассудок там, где это жизненно необходимо, принимать важные решения и не потеряться в условиях неопределенности.
Но чтобы такие механизмы не оказывали ощутимого пагубного влияния на качество жизни, важно тренировать в себе осознанность и развивать рациональное мышление (если только ваша любимая стратегия – не интеллектуализация).
Берегите себя! И до скорого.