Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
В 2008 году вышла книга Малкольма Гладуэлла “Гении и аутсайдеры”, в которой он взялся за доказательство того, что гениями не рождаются, а становятся в результате долгих и упорных занятий. Центральной идеей этой книги стало правило 10 тысяч часов, которое позже было растиражировано и всячески извращено последующими источниками.
Сегодня мы с вами разберемся, что представляет собой правило 10 000 часов и так ли оно верно на самом деле.
Содержание
Что это такое
Как гласит теория журналиста и социолога Малкольма Гладуэлла: чтобы добиться успеха в любой деятельности и стать в ней настоящим экспертом, нужно потратить на практику 10 000 часов.
Чтобы не утруждать вас подсчетами, скажу сразу, что это 3 часа ежедневных тренировок на протяжении 10 лет. Либо 5 лет занятий, но по 6 часов каждый день. Вот такая арифметика.
Книга “Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?” моментально вошла в список бестселлеров New York Times. И это вполне объяснимо: людям рассказали, что вовсе не талант определяет их достижения, а “магические” 10 000 часов.
Если в детстве вы посещали какую-нибудь секцию, то наверняка слышали, как ваши преподаватели или тренеры могли хвалить кого-то другого и говорить, что у него врожденный талант, что впереди его ждет большое и светлое будущее. По теории Гладуэлла, такое же будущее может себе обеспечить совершенно любой человек. И вовсе не обязательно иметь сто пядей во лбу, чтобы чем-то овладеть в совершенстве.
Согласитесь, мысль о том, что тебя определяют именно твои действия, а не какой-то невидимый талант или удача, очень воодушевляет и дает чувство некой справедливости.
Кто придумал
Несмотря на то, что при упоминании данного правила чаще всего говорят о книге Малкольма Гладуэлла, он лишь популяризировал уже существующую теорию, выдвинутую в 1993 году психологом Андерсом Эрикссоном и его коллегами Ральфом Крампе и Клеменсом Теч-Ромера.
Свое исследование они провели в музыкальной академии в Берлине. Студенты-скрипачи были распределены на три группы:
- В первую вошли самые успешные и талантливые.
- Во вторую были определены студенты, которых оценивали как более-менее перспективных.
- А третью составили ученики, профессиональный “потолок” которых признавался не очень высоким.
Всем без исключения участникам эксперимента был задан один вопрос: “Сколько времени вы занимались на инструменте с того дня, как первый раз взяли в руки инструмент, и до настоящего момента?”
Почти все студенты начали заниматься примерно в возрасте 5 лет. Первые 2–3 года каждый из них обучался около 2–3 часов в неделю. После 8 лет лучшие на момент исследования студенты проявляли большее трудолюбие, посвящая своему творчеству по 6 ч в неделю. К 12 годам – по 8 ч, к 14 – уже по 16 ч. И так до 20 лет, доводя время тренировок до 30 ч в неделю.
Исследователи подсчитали, что студенты из первой группы к своим двадцати годам имели за плечами приблизительно 10 000 ч практики. Середнячки из второй группы практиковались около 8 000 ч, а те, кто был определен в последнюю, набирали не более 4 000 ч занятий.
Эксперимент не ограничивался только молодыми скрипачами. Эрикссон сравнивал аналогичные показатели среди профессиональных пианистов и просто любителей. Закономерность прослеживалась примерно та же самая.
В своей книге Гладуэлл утверждает, что еще никому не удалось видеть человека, добившегося больших высот в своем деле, который не прикладывал при этом особых усилий или занимался меньше своих сверстников. И наоборот, нет того, кто изо дня в день на протяжении многих лет вкладывался бы в тренировки, но так и остался середнячком, якобы просто в силу отсутствия нужных качеств.
Другие “доказательства”
Это правило становилось предметом многих других исследований. К примеру, невролог Дэниел Левитин высказал мнение о том, что именно столько часов требуется мозгу, чтобы в достаточной мере усвоить информацию касаемо той или иной сферы. Это не только музыка, но и любой спорт, писательство, игра в шахматы и т. п.
В своих стремлениях доказать справедливость данного правила не щадили даже мировых гениев. Так, психолог Майкл Хоув в своей книге “Объяснение гениальности” написал о том, что первый концерт Моцарта, который можно считать по-настоящему выдающимся, был написан им после 20 лет. Иными словами, когда Вольфганг уже имел за плечами 10 лет практики (писать свои музыкальные произведения он начал с 6 лет). Написанное же в более ранние годы, по мнению автора, вряд ли можно назвать чем-то исключительным.
Также в своей книге Малкольм Гладуэлл виртуозно подсчитывает, что те же самые 10 лет потратили на репетиции солисты знаменитой британской группы The Beatles, благодаря чему они и стали такими популярными.
Такие же вычисления он проводит и с Биллом Гейтсом, утверждая, что стать гением программирования ему тоже помогла усердная работа за компьютером не менее 10 000 часов.
Опровержение правила 10 000 часов
Опровергает эту теорию сам же автор оригинального исследования Андерс Эрикссон. В 2016 году вместе со своими соавторами он выпустил книгу Peak: Secrets From the New Science of Expertise, в которой прокомментировал результаты своего исследования 1993 года.
Эрикссон пишет, что правило выглядит красиво, потому что оно легко воспринимается и отвечает естественному стремлению человека понять причины и следствия. И когда ему говорят, мол, просто потрать на это 10 тысяч часов, становится все ясно.
Он также отмечает, что число 10 000 в рамках этой темы озвучил именно Гладуэлл. Сами же они в своем первом исследовании не подсчитывали точное количество часов, а лишь установили, что студенты, занимавшиеся по 8 часов в день, к определенному возрасту получили соответствующую практику. Журналист просто взял подходящую красивую цифру, вывел правило и популяризировал его.
На самом деле студенты, принимающие участие в том эксперименте, были далеки от мастеров скрипки. Да, они считались очень хорошими и перспективными. Но настоящие музыканты, получающие международные гранты, как правило, достигают таких высот только к 30 годам. На тот момент их практика уже переваливает за 20–25 тысяч часов. В таком случае 10 тысяч часов – это всего лишь 50 % их пути.
Кроме того, половина опрошенных учеников не потратили столько времени на обучение. Это всего лишь среднее значение.
По словам исследователя, путь от нуля до профессионала не может быть конечным и измеримым процессом. И с ним солидарны многие другие ученые и специалисты, объясняя, что на успех влияет множество самых разных факторов. В частности:
- качество, частота и интенсивность практики;
- природные данные человека;
- способность к обучению и скорость освоения информации;
- мотивация;
- личные качества;
- мастерство преподавателя;
- комфортность условий для занятий;
- методология обучения и т. д.
Эрикссон акцентирует внимание на следующем моменте: чтобы стать профессионалом, нужно не просто машинально выполнять одни и те же действия на протяжении 10 000 часов, а целенаправленно практиковаться.
Автоматизм – враг развития. Если делать все на “автопилоте”, можно перестать контролировать свои действия, а ведь без контроля их невозможно развивать.
Если исходить из правила 10 тысяч часов, можно предположить, что любой владелец водительских прав при достижении определенного стажа вождения станет крутым автогонщиком. Но, как вы можете заметить на практике, водители даже с 20-летним опытом допускают ошибки, попадают в досадные аварии. Все потому, что со временем притупляется контроль, развитие останавливается.
Заключение
Как выяснилось, данное правило очень и очень относительное. Для достижения мастерства нужны не 10 000 часов, а как минимум целенаправленная качественная практика и большое желание.
Наивно полагать, что наш мозг специально высчитывает, сколько часов мы занимаемся тем или иным делом, и все чудесным образом изменится, когда “счетчик” достигнет положенной отметки.
С уважением и пожеланиями успеха, Ксения Молоканова.
Блин, это крутой материал. Спасибо большое