Доброго дня, уважаемые читатели!
Каждый из нас рано или поздно задумывается над такими философскими вопросами: “Почему я живу именно так?”, “Почему у меня не складывается это?”, “Почему я не имею вон то?” Сегодня мы познакомимся с инструментом, который поможет получить нужные ответы и решить многие жизненные проблемы. Я подробно и доступно расскажу, что такое пирамида Дилтса и как ей пользоваться на практике.
Содержание
Что это и кто такой Дилтс
Пирамида Дилтса, или, как ее еще называют, Пирамида логических уровней, – это классический инструмент НЛП (нейролингвистического программирования), представляющий собой модель из шести взаимосвязанных уровней. Пирамида наглядно показывает, что решение проблемы всегда лежит на один или два уровня выше, чем сама проблема.
Считаю нелишним напомнить, что НЛП, вопреки распространенному суждению, – это не наука о манипулировании, а подход к развитию личности и созданию успешных стратегий.
Итак, вернемся к пирамиде. Свое название она получила по имени ее автора – Роберта Дилтса. Это один из первых основоположников системы НЛП, бизнес-консультант и автор более 40 изданий на тему нейролингвистического программирования.
Многие коучи называют пирамиду логических уровней подорожником, который лечит любые проблемы, будь то в личной жизни, сфере здоровья, финансах или построении бизнеса. Очень часто этот инструмент используют и в рекламе, поскольку он позволяет со всех сторон рассмотреть нужды клиентов и отыскать те приемы и решения, которые найдут у людей отклик.
Уровни пирамиды Дилтса
Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести уровней:
- Первый (он находится в самом низу пирамиды) – это окружение.
- Второй – поведение.
- Третий – способности.
- Четвертый – ценности и убеждения.
- Пятый – идентичность.
- Шестой – миссия.
Наглядно вы можете увидеть их на изображении ниже.
Перед тем как я начну более подробно описывать каждый уровень, хочу обратить ваше внимание на одну важную деталь, а именно на принцип работы этой пирамиды. Дело в том, что каждый нижестоящий уровень зависит от вышестоящего. К примеру, первый уровень “окружение” – это результат того, что находится на втором “этаже”, то есть в разделе “поведение”. И так далее.
Следовательно, чтобы решить какую-то проблему на нижестоящем уровне, нужно обратить внимание на то, что находится наверху.
Теперь давайте рассмотрим структуру пирамиды детально.
Уровень 1. Окружение
Он отвечает на вопрос “Что я имею?” Представляет собой весь материальный мир человека:
- с кем он общается, т. е. его окружение (члены семьи, друзья, деловые партнеры и т. д.);
- какими материальными вещами он обладает (машина, квартира, предметы быта, одежда и т. п.);
- где он живет, в каких условиях;
- сколько денег имеет.
Уровень 2. Поведение
Он отвечает на вопрос “Что я делаю?” Наверняка вам приходилось слышать фразу “Хочешь что-то изменить в своей жизни, попробуй сделать что-то по-другому”. Это о том, что именно второй уровень отвечает за то, что находится на первом.
Иными словами, все, что вы имеете, зависит от того, что вы делаете и как действуете. Простой пример: чтобы у меня были деньги, я должна написать эту статью или провести консультацию. Чтобы у меня были гармоничные отношения с моим ребенком, я тоже должна что-то делать: проводить с ним время, разговаривать по душам, изучать детскую психологию и т. д.
Вернемся к тому, о чем я написала выше. Нельзя решить проблему на том же уровне, на котором она имеется. Условно, если у меня проблемы с деньгами (это уровень окружения), я ничего не могу с этим поделать до тех пор, пока не начну действовать или действовать как-то иначе (если до сих пор мои действия не привели к желаемому результату). То есть до тех пор, пока не изменю что-то на уровне поведения.
Уровень 3. Способности
Это ступень умений и навыков. Отвечает на следующие вопросы: “Что я умею?”, “Какими навыками обладаю?”
Небольшое отступление. Человек, живущий осознанно, способен анализировать все шесть уровней. Те же люди, которые живут, что называется, на автопилоте, могут осознавать только два первых нижних. То есть каждый человек легко может ответить на вопросы о том, что у него есть и что он делает, что делал вчера, неделю назад, год назад. А вот с третьего уровня у многих появляются сложности.
На третьем уровне пирамиды Дилтса находится экспертность человека. Это то, что он умеет делать хорошо.
Специалисты по подбору персонала делятся: “Когда заходит речь о навыках, т. е. рекрутер задает кандидату вопрос о том, что тот умеет, то нередко в ответе можно услышать, мол, я окончил такой-то университет (уровень поведения), у меня есть красный диплом (уровень окружения). Человек теряется, недостаточно понимая, какими навыками он в действительности обладает”.
Уровень 4. Ценности и убеждения
Два следующих уровня, которые мы рассмотрим, являются самыми главными. Именно они определяют, будет ли человек в принципе получать какие-то новые навыки или не будет. Соответственно, будет ли он действовать определенным образом или нет.
Четвертый уровень пирамиды Дилтса состоит из двух частей:
- Ценности. Это то, что человека вдохновляет, мотивирует на то, чтобы учиться чему-то новому и что-то делать, чтобы изменить ситуацию до уровня окружения. Эта часть четвертого уровня отвечает на вопрос “Зачем?” Зачем мне развиваться, ради чего?
- Ограничивающие убеждения. Это то, что мешает и не дает получать какие-то навыки.
Приведу пример. Если у человека среди ценностей присутствует здоровье и долголетие, он будет:
- Во-первых, получать соответствующие навыки: изучать системы правильного питания, узнавать о нормах физических нагрузок конкретно для его тела, о правилах качественного сна и так далее.
- Во-вторых, включать все эти знания в свое повседневное поведение: правильно питаться, делать упражнения, проходить диспансеризацию и т. д.
Если вы видите человека, который говорит, что у него в приоритете здоровье, но при этом он ничего не делает для улучшения данной сферы, злоупотребляет вредными привычками и в целом не показывает видимых результатов, то можете с уверенностью считать, что он вас обманывает. У него просто нет такой ценности, ведь они реализуются в конкретных действиях.
Но здесь есть одна загвоздка. На пути к реализации ценностей могут стоять ограничивающие убеждения.
Объясню, как это работает. Например, у женщины есть ограничивающее убеждение “Достойных мужчин нет”. Как вы думаете, будет ли она получать какие-то навыки коммуникации и работать над своим поведением? Конечно, нет. Она просто будет продолжать верить в свое убеждение и, что еще интереснее, регулярно получать подтверждения в реальной жизни. К ней постоянно будут приходить мужчины с недостойным поведением.
Еще один пример: ограничивающее убеждение, что большие деньги – это большие риски и опасности. Человек с таким ментальным багажом всегда будет испытывать дефицит в финансах. Конечно же, на уровне сознания он может хотеть больших денег, но подсознательно будет их бояться и, соответственно, будет избегать каких-то реальных шагов, которые могли бы изменить ситуацию.
Таким образом, ограничивающие убеждения – это установки, которые человек не осознает. Но именно они не дают ему учиться и меняться.
Уровень 5. Идентичность
Этот уровень еще называют ролью. Он отвечает на вопрос “Кто я?”
Если женщина на такой вопрос отвечает, что она жена и мама, мы уже можем сложить определенное мнение об этом человеке, а именно:
- какие у нее ценности;
- что за навыки она в свое время получала и продолжает осваивать;
- какие действия она совершает;
- кто и что находится в ее окружении.
Чаще всего у каждого человека есть несколько ролей. К примеру, та же жена и мама может быть одновременно и талантливым бухгалтером, и садоводом, и автором книг, и хозяйкой трех собак и т. д.
Говоря о пирамиде Дилтса, следует представлять не плоский рисунок, а объемную конструкцию. Можно вообразить себе египетскую пирамиду, у которой четыре стороны в форме треугольников. Только в личной пирамиде каждого человека будет столько сторон, сколько и ролей.
Кто-то может жить в рамках одной роли, а кто-то иметь, к примеру, 12 ролей. И у каждой роли будут свои ценности, навыки, поведение и, соответственно, окружение.
Пока мы с вами не перешли к описанию следующего уровня, отмечу очень важную вещь о ролях.
Психологи не устают повторять, что нельзя называть себя плохими словами вроде “Я неудачник”, “Я глупый”, “Я некрасивая” и т. п. Ведь это тоже роль! А как вы помните, все нижестоящие уровни подчиняются вышестоящим. Соответственно, если человек думает, что он глуп, он не будет даже пытаться что-то изучать, по-другому действовать, а значит, и не будет иметь что-то лучшее.
Уровень 6. Миссия
На самом деле уже по пяти предыдущим уровням вполне можно понять, какую невероятную пользу несет в себе такой инструмент, как пирамида Дилтса. Но есть еще один уровень – миссия. Он отвечает на следующие вопросы: “Для чего большего я живу?”, “Почему мои роли именно такие?”
Человек может всю жизнь искать ответы на эти вопросы. Но у тех, кто интуитивно чувствует свою миссию (предназначение, если хотите), вся пирамида строится сама собой.
Как пользоваться пирамидой логических уровней
От теории предлагаю перейти к практике. Я покажу на реальных примерах, как можно решать свои проблемы с помощью пирамиды Дилтса.
Возьмем одну из самых злободневных тем, а именно сферу денег. Предположим, человек задался вопросом “Почему я испытываю недостаток в финансах?” Пользуясь пирамидой, будем действовать следующим образом:
- Четко формулируем проблему и определяем, на каком уровне она возникла. Деньги – это материальное окружение. То есть имеем дело с первым уровнем.
- Двигаемся вверх по пирамиде. Как мы с вами помним, проблема решается на вышестоящих уровнях. Идем на второй уровень и задаем себе следующие вопросы: “Как я действую?”, “Что делаю для того, чтобы денег у меня было больше?”
- Идем еще выше, то есть на уровень способностей, и снова задаем себе вопросы, например: “Получаю ли я соответствующие навыки?”, “Изучаю ли природу денег и психологию денежного мышления?”, “Учусь ли разбираться в бухгалтерии, личных финансах, инвестировании?”
- Переходим на четвертый уровень. Это ценности и ограничивающие убеждения. Вот здесь может быть интересно. Начнем с первой части и проверим себя на истинность ценности денег. Действительно ли для вас финансы являются ценностью? Бывает так, что человек воспитывался в обеспеченной семье, деньги всегда давались ему легко, необходимости в самостоятельных заработках просто не было. Или другой пример, когда семья была небогатой, денег всегда было немного. Такой человек рос с мыслью, что главное, чтобы хватало на жизнь, к излишкам он не привык. В этом случае тоже не будет четкой мотивации и развернутого понимания, зачем все это надо.
- Теперь разбираемся с убеждениями. Нет ли у вас каких-либо негативных установок по поводу богатства? К примеру, многие дети девяностых постоянно слышали от родителей, что большие деньги опасны, ведь их могут украсть, за них могут посадить или причинить иной вред. Например: “Деньги – зло”, “Это большая ответственность”, “У нас в семье не было богатых, нечего и начинать”, “Будь середнячком, ведь так спокойнее”. И тому подобные убеждения, которые перекрывают все возможности быть финансово независимым и состоятельным. Кстати, о том, как выявить свои ограничивающие убеждения и проработать их, у меня есть отдельная статья.
- И в конце стоит проверить свои негативные роли. Не называете ли вы себя тем, кем быть не хотите? К примеру, нет ли в вашем лексиконе таких фраз, как “Я неудачник”, “Я нищеброд” и т. п., которые могут мешать развитию всех нижестоящих уровней.
Таким образом, модель логических уровней помогает при обнаружении проблемы определить место, где произошел сбой, и “починить” его.
Благодаря пирамиде Дилтса также можно выйти из повторяющихся сценариев. К примеру, если женщина постоянно попадает в токсичные отношения, следует обратить внимание на четвертый уровень и приглядеться к ограничивающим убеждениям по поводу мужчин и опыта создания союза с ними.
Еще одно направление использования пирамиды – это налаживание связей с окружающими и более глубокое их понимание. Например, когда женщина пытается “женить” на себе мужчину, стоит задуматься, а есть ли у него в принципе ценность построения прочного союза. Возможно, он не знает, зачем ему это реально нужно. Все мы разные, и ценности у каждого свои. Наша задача – принимать других с их ценностями, не причиняя добро и не нанося любовь.
Добавить что-то новое в свои ценности человек может только по доброй воле, если он вырос, развился как личность и самостоятельно решил, что вот этого в его жизни не хватает и нужно это привнести.
Преимущества и ограничения модели
Пирамида Дилтса – полезный инструмент, бесспорно! Он позволяет выявлять месторасположение той или иной проблемы и быстро находить эффективные решения. С его помощью можно определять, на каком уровне требуется внести изменения в свою жизнь, чтобы получить желаемые результаты.
Однако данная модель подвергается и критике, суть которой сводится к следующему:
- Логические уровни Дилтса не могут являться подспорьем в решении абсолютно всех проблем. Для каких-то сфер пирамиды может оказаться недостаточно.
- Нет четкой инструкции, как трактовать полученные в ходе анализа выводы.
- Отсутствует алгоритм проверки правильности сделанных выводов.
- Человеческая сущность слишком сложна и многогранна, чтобы представлять ее в виде шести разрозненных уровней или какой-либо иерархии.
Несмотря на упреки в недостаточности, ценность пирамиды Дилтса все же признают даже оппоненты теории. К тому же сам создатель не уверял в безупречности своей методики и неоднократно дорабатывал ее, внося все новые изменения и пояснения.
Заключение
Мы с вами узнали, что такое пирамида логических уровней Роберта Дилтса и как с ее помощью решать самые разные проблемы в своей жизни. Надеюсь, мне удалось объяснить механику работы данного инструмента максимально простыми словами.
Несмотря на критику, даже сами оппоненты признают, что работа с пирамидой действительно дает возможность пролить свет на запутанную ситуацию и вывести себя из лабиринта мыслей.
Друзья, на сегодня я с вами прощаюсь. Буду рада, если в комментариях вы поделитесь результатами личных экспериментов с пирамидой Дилтса.
Всем успехов и до скорого!