Всем привет!
По данным ВЦИОМ, около 36 % опрошенных россиян утверждают, что считают себя гедонистами, т. е. приверженцами философии наслаждения. Сегодня попробуем более детально разобраться, кто такой гедонист, что представляет из себя это учение и почему оно остается популярным уже много веков. А также поразмышляем, может ли гедонизм сделать нас счастливыми и как не пресытиться удовольствиями.
Содержание
Гедонизм простыми словами
Слово “гедонизм” в переводе с древнегреческого означает “наслаждение, удовольствие”. Собственно, в этом и заключается вся суть термина. Учение гедонизма предполагает, что высшей ценностью, благом и смыслом жизни человека является получение удовольствия.
Гедонисты не делают различия между видами удовольствия, но речь преимущественно именно о физических наслаждениях, которые можно удовлетворить в том числе с помощью материальных ресурсов.
При этом философия не учитывает коллективное удовольствие, хотя и не исключает его. Гедонисты просто хотят получать как можно больше “хорошего” и в идеале полностью исключить “плохое”.
Основоположником гедонизма считается современник Сократа древнегреческий философ Аристипп. Он различал два состояния души: удовольствие как мягкое и нежное ее движение и боль как грубое и порывистое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит через достижение максимального удовольствия и избегание боли.
Чем отличается от других схожих понятий
Гедонизм часто сравнивают с другими понятиями, которые имеют схожие идеи и принципы. Но в то же время есть и существенные различия.
- Утилитаризм
Можно назвать формой гедонизма. Он основан английским философом Иеремией Бентамом.
Это учение утверждает, что правильное общество – это когда каждый человек стремится приносить удовольствие как можно большему количеству людей и минимизировать чужие страдания.
В отличие от утилитаризма гедонизм допускает и чисто личное, эгоистическое удовольствие без стремления “причинять добро” другим.
К тому же утилитаризм – это полноценная моральная система, которая дает конкретные предписания для поведения людей. В отличие от него гедонизм сам по себе не делает предписаний, он лишь утверждает, что ценно.
- Эпикуреизм
Это философское учение, которое исходит от идей древнегреческого философа Эпикура и его последователей.
Суть эпикуреизма схожа с главным смыслом гедонизма: здесь тоже высшим благом считается наслаждение жизнью, отсутствие физической боли, тревог, избавление от страха смерти и страха перед богами, которые “безразличны к происходящему в мире смертных”.
Однако Эпикур не пропагандировал материальные и “низменные” физические удовольствия. Он ставил во главу угла “утонченные духовные” наслаждения, передавая своим ученикам идею простой, скромной, но свободной и гордой жизни в согласии с совестью, в окружении друзей и изыскании энергии внутри своей личности.
- Эвдемонизм
С древнегреческого термин переводится как “процветание, блаженство, счастье”.
Его идеи появились с подачи Аристотеля и заключаются в том, что человек рожден, чтобы жить счастливо в соответствии со своим духом, но при этом не только получать удовольствие, но еще и реализовывать свой потенциал.
Еще один представитель эвдемонизма – средневековый итальянский мыслитель Фома Аквинский – утверждал, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности увидеть его в будущей жизни.
- Буддизм
Восточная философская традиция по принципам очень схожа с эвдемонистическим учением. Буддизм несет идею избавления ото всех страданий с целью достижения нирваны, то есть состояния Будды, пустоты ума, полного освобождения от страстей, привязанностей, иллюзий и глубокого уровня реализации своего благого потенциала.
Далай-лама XIV говорит, что “основная цель и путь человеческой жизни – это движение к счастью”. Но как мы можем логично предполагать, идея личностного просветления и счастья в этом случае имеет мало общего с непрерывным физическим удовольствием.
История развития
Отец гедонизма, философ Аристипп, жил в IV веке до н. э., вел светский образ жизни и был родом из Кирены (величественного античного города, который стоял на территории современной Ливии). Он отправился в Афины, чтобы обучаться у Сократа, но его привычка к удовольствиям была столь крепка, что он по-своему трактовал учения греческого философа.
Сократ не осуждал наслаждения, но не видел в них ни блага и ни зла. Он говорил, что жизнь может приносить благое удовольствие, если она наполнена познанием. Аристипп же видел центральным мотивом жизни физическое наслаждение и процветание, считая именно это высшим благом. Причем источник удовольствия был не важен.
Аристипп основал школу киренаиков (по названию города Кирены) и проповедовал в ней идеи гедонизма. В отличие от своего учителя он относился к деньгам с уважением и даже стал первым из учеников, кто начал брать плату за свои лекции. При этом он не делал из денег культа и легко расставался со своими финансами, считая их всего лишь средством.
Киренскую школу сменила философия эпикуреизма. Эпикур тоже видел центром человеческой жизни наслаждение, но удовольствие души ставил намного выше, чем блаженство тела. Он не видел большого смысла в роскоши, власти, деньгах, в социальном положении и славе, утверждая, что большого счастья все это не приносит и куда важнее оставаться человеком совестливым, спокойным и свободным.
Эпикур разделял удовольствия на виды, обозначая, что одни из них более важны:
- Естественные и необходимые – вода, еда, сон, одежда.
- Естественные, но не необходимые – те же самые удовольствия, но с излишествами. Например, удовлетворение жажды и голода вином и изысканными блюдами, прикрытие наготы нежными тканями, а также любовь и интимные удовольствия.
- Неестественные, не необходимые и даже выходящие за грани разумного – неконтролируемое обжорство, пьянство, слава, богатство и т. п.
Гедонизм в его худшем проявлении с жаждой хлеба, зрелищ и плотских утех послужил одной из причин распада могущественной Римской империи. Средневековье и идеи гедонизма были несовместимы, поэтому они вернулись лишь в эпоху Возрождения.
В философии Нового времени понятие гедонизма изменилось: начали продвигаться идеи того, что наслаждаться жизнью можно и без ущерба для других. В XVII веке голландский философ Бенедикт Спиноза создал собственную концепцию, которую в какой-то степени можно считать формой гедонизма и продолжением эпикуреизма.
Он считал, что счастье заключается не в наслаждении, а является следствием поступков человека, которые и определяют, будет его жизнь благополучной или полна страданий. А для того чтобы достигнуть благополучия, нужно жить в стремлении к душевному равновесию и самосохранению, а также в согласии с рациональными и природными законами.
Таким образом, удовольствия перестали быть целью и стали просто следствием правильных действий. А вот переизбыток наслаждения, по мнению Спинозы, может как раз привести к несчастью и разрушениям.
Веком позже другой философ, англичанин Иеремия Бентам, предложил собственную версию гедонизма – утилитаризм, сутью которого, как мы уже с вами рассмотрели чуть выше, являлось стремление сделать счастливыми как можно больше людей.
Дальнейшее развитие этики продолжило менять первоначальные положения гедонизма, смещая их в сторону общественного блага. Постепенно радикальный и плотский гедонизм начал вытесняться и перешел в маргинальное положение.
Основные идеи
Обозначу основные идеи и принципы гедонизма:
- В широком смысле суть гедонизма состоит в том, чтобы минимизировать страдания и максимизировать счастье и удовольствие.
- Гедонисты признают безусловную ценность жизни, а поэтому им чужды идеи христианства и ислама, где человек может быть награжден только в конце, прожив праведную жизнь.
- Согласно киренаикам, человеческая душа может иметь только два состояния: наслаждение и страдание. Если человек не испытывает ни того и ни другого, это означает застой, стагнацию.
- Физическое наслаждение сильнее, чем психическое, а потому гедонисты больше стремятся к получению именно физического наслаждения и к избеганию физической боли.
- При этом киренаики не считали человека исключительно существом с инстинктами, подчеркивая, что каждый должен быть хозяином своих удовольствий, а не слугой. А тот, кто становится жертвой собственных страстей, отвратителен.
Современный гедонизм
Гедонизм неоднократно подвергался изменениям и трансформациям, попадая под влияние разных философов и эпох, постепенно приобретая новые грани и утрачивая прежние смыслы. В современном мире гедонизм окончательно превратился в светское философское и этическое течение, центральной мыслью которого является негласное признание права каждого человека на счастье.
Сегодня концепцию гедонизма активно развивает современный французский философ Мишель Онфре. Он написал более сотни книг, включая те, что посвящены гедонистическому течению. По его версии, гедонизм представляет собой получение наслаждения и доставление его другим без нанесения вреда, а также саморефлексию относительно собственных ощущений для дальнейшей коррекции поведения.
Альтернативное видение гедонизма в его современной форме предлагает британский философ-трансгуманист Дэвид Пирс. По его идеям одним из ведущих условий и способов эволюции и повышения счастья человека должны стать новейшие биотехнологии, которые позволят избавить людей и животных от страданий, улучшить здоровье, прокачать когнитивные способности, продлить срок и увеличить качество жизни.
А пока наука еще не предложила возможность прямого воздействия технологий на сознание человека, трансгуманисты советуют достигать блаженства любыми путями, в том числе с помощью психотропных веществ. Также они выступают за легализацию наркотиков.
Плюсы и минусы
У любого понятия есть свои достоинства, преимущества и недостатки. Гедонизм в этом плане не исключение. Предлагаю обсудить негативные и позитивные проявления гедонизма.
Одним из аргументов против гедонизма можно назвать то, что наслаждение может быть опасным и разрушительным.
Такой гедонизм может привести к боли и страданиям. Как раз к тому, чего так старательно стремились избегать древнегреческие гедонисты. Получается, что такой антисоциальный образ жизни – и не гедонизм вовсе.
Другой аргумент связан с эгоистичностью. Думая лишь о собственном благополучии и удовольствии, человек может причинить вред и страдания другим. Однако и здесь можно привести контраргумент. Начиная с Эпикура и его последователей гедонизм не призывает вести себя эгоистично, а его идеи нацелены на справедливость и жизнь по совести.
А центром концепции утилитаризма вообще выступает принцип причинения удовольствия и счастья как можно большему количеству людей.
И тут получается, что гедонизм гедонизму рознь. Есть чрезмерный, радикальный гедонизм, когда человек кладет всю свою жизнь на алтарь перманентных удовольствий, следует идее “потребление ради потребления” и видит мерилом своего счастья сиюминутную радость.
Такую форму можно назвать примитивным гедонизмом, который объясняется человеческой природой. И кстати, именно эту часть природы так любят использовать маркетологи.
Здесь хотелось бы упомянуть о биохимии удовольствия. В эмоциях счастья, наслаждения, радости ведущую роль играет нейромедиатор дофамин, который отвечает за предвкушение удовольствия и поэтому выступает стимулом для его получения. Именно этот гормон заставляет нас искать различные удовольствия. И для кого-то это новые знания, спорт, путешествия, для кого-то – секс, алкоголь, сладости и т. д.
Но чем чаще мы занимаемся тем, что приносит нам удовольствие, тем больше истощаются ресурсы этого нейромедиатора в организме. Новое становится старым и уже не вызывает такого восторга и наслаждения. Пирожные уже не такие вкусные, каждодневный интимный шабаш начинает утомлять, а привычные дозы алкоголя перестают давать прежний эффект.
Когда в организме много дофамина, мыслительная деятельность ускоряется, но при этом падает концентрация и внимание, становится сложно сосредоточиться. А при падении уровня дофамина приходит апатия, наступает физическая усталость. Если вам знакомо состояние похмелья, вы понимаете, о чем речь.
Так вот, непрерывная выработка дофамина просто невозможна. Нельзя быть счастливым в режиме 24/7. Но можно регулярно поддерживать свое эмоциональное состояние на более-менее гармоничном уровне. Например, с помощью:
- продуктов питания с витаминами C и D, белком, омега-3 жирными кислотами;
- просмотра любимого сериала или забавных роликов с животными;
- новых проектов;
- спорта;
- хобби и т. д.
Также помогает вырабатывать дофамин шопинг. Причем для получения удовольствия необязательно что-то покупать – достаточно просто получать эмоции на стадии выбора и предвкушения.
Как быть экологичным гедонистом сегодня
Быть гедонистом – это вовсе не значит, что вся жизнь должна пахнуть ромашками и что человек не должен испытывать никаких отрицательных эмоций. Быть бесконечно и непрерывно счастливым невозможно (конечно, если у вас все в порядке с психикой). Еще Эпикур признавал, что страдание является неизбежной частью жизни, просто его важно балансировать относительно естественных и необходимых удовольствий.
Также напомню, что последователи Аристиппа не были сторонниками того, что человеком должны управлять инстинкты. Наоборот! Человек должен быть хозяином собственных удовольствий, а не их жертвой.
Позиционируя себя как гедониста, она предлагает немного иную трактовку данного направления, называя гедонизм “эстетикой повседневности” или “искусством жить”. В это понятие Рада заключает простой смысл: не делать того, что не хочется, и побольше делать то, что нравится. В том числе:
- разрешать себе не общаться с теми, с кем общаться не хочется, либо учиться контактировать с людьми так, чтобы не травмировать ни себя, ни других;
- создавать для себя комфорт там, где это возможно;
- спрашивать себя о том, хорошо сейчас или плохо, удобно или неудобно.
И в этом нет ничего радикального. Все максимально экологично. Здесь нет никакой речи о быстрых или перманентных удовольствиях, потреблении ради потребления, жизни ради наслаждений и т. п. Речь об элементарном позволении себе жить комфортно и приятно.
Если интересно, можете посмотреть серию интервью Рады Русских с Ольгой Чебыкиной.
Заключение
Считать себя гедонистом – еще не значит хорошо разбираться в сути этого термина и понимать, какие принципы на самом деле он в себе несет.
Я надеюсь, статья помогла вам разобраться в этой философии и вы возьмете из нее только пользу.
Желаю всем хорошего дня и до скорого!