Доброго дня, друзья!
Если вы загорелись идеей обучить своего малыша навыку чтения, то вам стоит для начала узнать, в каком возрасте лучше это делать, чтобы не отбить у него интерес к книгам, а также как облегчить процесс и сделать его максимально увлекательным и эффективным. Сегодня я расскажу, как научиться читать с помощью различных методик, упражнений и игр.
Содержание
Когда пора учить ребенка читать
У специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть два предостережения, которые помогут уберечься от распространенных заблуждений. Они диаметрально противоположные, но оба способны осложнить жизнь и вам, и ребенку.
- Учить читать дома не нужно – этому все равно научат в школе
Да, бесспорно, в школе каждого ребенка будут обучать чтению. Но не стоит забывать о том, что у первоклассников самая насыщенная и загруженная школьная программа за все 11 лет. Всего за несколько месяцев им нужно освоить буквы, цифры, чтение, счет, изучить единицы измерения, узнать основы русского языка, научиться правильному письму и освоить многое-многое другое.
Поэтому будет хорошо, если ребенок поступит в первый класс уже ознакомленным с буквами и хотя бы с минимальными знаниями о том, как они складываются в слоги. Это значительно снизит нагрузку.
- Чем раньше ребенок научится читать, тем лучше
Многие мамочки очень стремятся, чтобы их чадо познало опыт чтения и прочих умений как можно раньше. Они отдают малышей в школы раннего развития и очень гордятся тем, что их двухлетки уже умеют читать, считать, вышивать крестиком и создавать глиняные вазы.
Я сейчас не буду оспаривать методы воспитания, но стоит всегда помнить, что все дети разные и развиваются с разной скоростью. Не стоит выдергивать ребенка из песочницы и усаживать за букварь, если ему едва исполнилось 4–5 лет и он совершенно не испытывает никакой тяги к чтению. Другой вопрос, когда дошкольник сам просит научить его буквам и всем вытекающим из этого умениям.
Если говорить о среднестатистическом ребенке, то примерно до 5 лет у него более активно развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, фантазии и творческую деятельность. В возрасте 3–4 лет ему еще непросто распознавать различия между такими понятиями, как буква, слово, слог и звук.
К 5 годам большой скачок в развитии делает уже левое полушарие мозга, которое отвечает за логику, запоминание и анализ, а потому дети в этом возрасте становятся более внимательными, усидчивыми и сосредоточенными. Именно поэтому психологи рекомендуют начинать знакомить ребенка с буквами и базовыми основами чтения не раньше 5–6 лет. Но тут, как мы с вами уже говорили, все индивидуально.
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения. Но развитие происходит линейно, его нельзя как-то искусственно ускорить или изменить. В противном случае есть риск “проскочить” какой-нибудь из естественных этапов.
Рассмотрим, какие признаки могут дать родителю сигнал о том, что его ребенок готов учиться читать.
- Активная речь
Ребенок активно разговаривает и понимает, о чем говорит. Он может строить достаточно длинные связные предложения и их цепочки, умеет подбирать слова и заменять их похожими по смыслу.
По мнению специалистов, слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи, поскольку в то время, когда мозг должен трудиться над формированием устной речи, его переключают на запоминание букв, звуков и слогов.
- Правильное произношение слов
Чтобы обучение чтению шло результативно, важно, чтобы ребенок знал, как правильно звучат буквы и слова, и произносил их без грубых ошибок.
При наличии каких-либо проблем с произношением (например, если ребенок шепелявит), он может неправильно ассоциировать буквы со звуками. В этом случае сначала следует поработать с логопедом.
Только имейте в виду, что до 4–5 лет помощь логопеда не требуется. К нему стоит обратиться, если речь не восстановится сама.
- Восприятие звуков
Для более благоприятного обучения нужно, чтобы у ребенка был развит фонематический слух, т. е. чтобы он умел различать устные отличия звуков. Например, чем отличается “лук” и “люк”, “том” и “дом” и т. п.
- Логика
Малыш должен уже хорошо отличать право и лево, знать, где верх, а где низ. В противном случае он может путаться, с какой стороны начинать читать слово (некоторые пытаются читать зеркально, т. е. справа налево).
Чтобы осваивать чтение, ребенок должен понимать, что по тексту нужно следовать слева направо и сверху вниз.
- Усидчивость и умение удерживать внимание на чем-то одном
Если ребенок может какое-то время заниматься одной деятельностью, например, рисовать, лепить, это значит, что родителю будет проще концентрировать его внимание на процессе чтения.
- Желание самого ребенка
Будет трудно обучить малыша тому, чему он активно сопротивляется. Интерес в этом деле имеет даже более решающее значение, чем все остальные признаки.
Привить это желание могут сами родители, читая ему сказки с красочными картинками, используя различные игровые приемы (о них мы поговорим чуть позже), а также демонстрируя любовь к чтению собственным примером.
Как облегчить процесс обучения дошкольника
Приведу некоторые правила и рекомендации, которые помогут сделать процесс обучения более легким и приятным.
Больше хвалите и избегайте критики
Взрослым очень трудно представить, насколько сложным для ребенка является освоение чтения с нуля. Ведь умение читать – это не просто знать все 33 буквы алфавита. Нужно еще помнить, как эти буквы соотносятся со звуками, как они сочетаются между собой. Кроме того, нужно не просто переводить письменные символы в звук, но запоминать и понимать значение и смысл прочитанного.
В этом непростом деле крайне важно поощрять ребенка за даже самый маленький успех. Запомнил букву? Какой молодец! Справился с новым слогом? Просто умница! Такая мотивация будет подогревать желание двигаться дальше.
И наоборот, если постоянно выражать недовольство, подчеркивать ошибки и показывать своим видом нетерпение, это может отбить всю охоту к развитию и усложнить процесс обучения. Если ребенок что-то не понимает с первого раза или так быстро, как вы ожидаете, возможно, следует объяснить по-другому или дать чуть больше времени.
А если чувствуете, что начинаете раздражаться, просто перенесите тренировки на более удачное время.
Делайте уроки короткими, но регулярными
Помните, что даже взрослый человек не способен часами концентрироваться на процессе обучения. Что уж говорить о дошкольнике!
При этом регулярность существенно более важна, нежели длительность занятия. Лучше заниматься всего по 5–15 минут, но каждый день, чем раз в неделю садиться за двухчасовое обучение. Причем уроки можно проводить не только сидя за книжкой, но и мимоходом, например, читая таблички на дверях в поликлинике, рекламные слоганы на улице, упаковки на печеньях и т. д.
Как можно больше читайте ребенку
Многие исследования привели к выводу о том, что те дети, которые регулярно слушают, как их родители читают вслух, впоследствии научаются строить более грамотные, красноречивые, длинные и синтаксически сложные предложения.
Кроме того, вечера, проведенные за книгой вместе с родителями, прививают детям любовь к чтению, поскольку таким образом чтение вслух начинает ассоциироваться с родительским теплом и вниманием.
Обсуждайте прочитанное
Не важно, читаете вы сами книгу ребенку или он уже делает это самостоятельно, старайтесь всегда обсуждать то, что вы только что прочли. Задавайте ему простые вопросы, касающиеся содержания:
- Кто из героев тебе понравился больше всего?
- Как считаешь, какой герой похож на тебя?
- А на какого героя хотел бы быть похожим ты сам?
- Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
- Из-за чего произошло это событие?
- А что было бы, если бы он сделал вот так?
- Что тебе больше всего запомнилось?
Чем старше становится ребенок, тем более сложными должны быть вопросы. Например, постепенно можно спрашивать о чувствах персонажей и самого ребенка во время прочтения.
Методики обучения чтению с нуля
Есть множество разных методик, но ни одна не является универсальной, которая подходила бы всем и каждому.
Звуковой метод
Его суть состоит в том, чтобы научить ребенка слышать и выделять звуки в словах.
Он должен понимать, что слова – это не просто целое и неделимое образование, а они состоят из разных и самостоятельных звуков. Сначала берутся гласные звуки (их всего 6), а затем согласные (их в русском языке 36, включая твердые и мягкие). После этого они соединяются вместе.
При этом метод не предусматривает обучение названию букв. Упор делается только на звуки.
Традиционная методика с азбукой и букварем
Самым известным из создателей этого метода является основоположник научной российской педагогики Константин Ушинский. Он предложил принципиально новый подход: не просто заучивание и соединение звуков, а выделение их из живой речи.
Например, взрослый произносит какое-либо слово и предлагает ребенку распознать, какие в нем “прячутся” звуки. Также эта методика предполагает деление слов на слоги и вычленение из этих слогов гласных звуков. Этой методикой очень удобно заниматься по букварю, где даны картинки-подсказки.
Кубики Зайцева
Создатель этого метода – российский педагог Николай Зайцев, который взял за основу метод Льва Толстого. За единицу обучения он взял не букву или слог, а склад. Каждый склад состоит из пары “согласная + гласная”.
В наборе около 60 кубиков (количество различается в разных модификациях набора). Все они разного размера, цвета и даже звучания. Например, внутрь кубиков, на которых изображены звонкие согласные, помещается металлический наполнитель, а внутрь кубиков с изображением глухих звуков – деревянный.
Помимо кубиков идет таблица со складами, пособие для родителей и учителей, а также аудиодиск с популярными мелодиями, в которых распеваются склады.
Путем игры ребенок развивает фонематический слух и учится отличать глухие звуки от звонких, мягкие – от твердых, а также узнает, что соединять слоги – это весело.
“Складушки” и “Теремки” Вячеслава Воскобовича
“Складушки” представляют собой набор из 21 карточки, где написаны все слоги с картинками и стишками. Есть и другой формат: пособие с тем же самым содержимым. Кстати, в основу данного метода Воскобович взял методику Зайцева.
“Теремки” – это 24 кубика, 12 из которых являются теремками с окошками, а еще 12 – кубиками-вкладышами. На всех кубиках изображены буквы. Ребенок сначала изучает по ним алфавит, а потом познает слоги. Например, в теремок с буквой “П” вкладывает кубик “О” и получает слог “ПО” и т. д. Также в наборе идет инструкция, задания и игры.
Методика Чаплыгина
Еще одна модификация метода Зайцева, которую Евгений Чаплыгин, детский тренер по образованию, решил упростить. В результате у него получилось 10 кубиков и 10 динамических блоков, которые состоят из гласной и согласной буквы. Чтобы образовать какое-нибудь слово, ребенок крутит кубики и ищет нужную пару. Таким образом малыш не только учится читать, но и развивает моторику рук и память.
Соединяются кубики с помощью магнитов. Если поставить какой-то символ вверх ногами, магнит не сработает.
Наборы Чаплыгина можно найти в разных форматах. Например, некоторые выпускаются с 16 деревянными кубиками, иллюстрированными карточками, методичкой и игровыми материалами.
Методика Монтессори
Имя итальянского врача и педагога Марии Монтессори известно многим благодаря ее уникальной педагогической системе, основанной на идее свободного воспитания.
Особенность ее подхода заключается в том, что ребенок сначала учится писать, т. е. он обводит пальцем контуры букв и таким образом запоминает, как они пишутся.
Основной упор в методике делается именно на тактильность. Буквы, как правило, изготавливают из шершавой бумаги, которые потом наклеиваются на таблички.
Также в методике Монтессори для обучения чтению используются и другие материалы, например:
- подвижный алфавит, который состоит из вырезанных из пластика, дерева и мягкого полиэтилена букв;
- разнообразные книги;
- наборы игрушек с предметами домашнего быта – для ванной, кухни, уборки, огорода и пр.
Карточки Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его метод был разработан для детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы, такими как эпилепсия, синдром Дауна, ДЦП и т. д. Но позже этот подход начал применяться и в обучении здоровых детей.
Принцип метода Домана состоит в том, что детей сначала учат запоминать целые слова, а уже потом отдельно они учат буквы и звуки. А сам алфавит изучается только после того, как ребенок уже научился читать.
В нашей стране метод Домана применялся до 1931 года, а позже был изъят как малоэффективный.
Пошаговый план самостоятельного обучения
Большинство признанных на сегодняшний день методик сводятся к постепенному изучению элементов языка от простого к сложному. Причем специалисты сходятся во мнении, что первичным фактором успеха выступает игровой подход.
Если упростить процесс обучения ребенка чтению, его можно свести к 5 шагам.
- Шаг 1. Изучение звуков и букв
По мнению Николая Зайцева, азбука не помогает, а только мешает ребенку. Из-за того, что каждая буква в ней соотносится с картинкой, он начинает ассоциировать букву не со звуком, а именно с изображением. И поэтому возникают трудности с пониманием. Он не может осознать, как, например, “лук”, “игла”, “стул” и “арбуз” превращаются в слово “лиса”.
Поэтому лучше использовать букварь, кубики и буквы из разных тактильных материалов.
Кроме того, важно показывать ребенку, что вокруг нас очень много письменного языка. Например, когда вы идете с ним по улице, обращайте его внимание на плакаты со словами, вывески на торговых центрах, упаковки продуктов и т. д.
- Шаг 2. Соединение букв в склады и короткие слова
Самый простой способ это сделать – вырезать буквы из бумаги разных цветов и текстур, использовать кубики, пластиковые буквы на магнитах и т. п.
Также можно играть в разные устные игры. Например, произнести короткое слово, растягивая каждый звук, а затем попросить ребенка повторить.
- Шаг 3. Увеличение словарного запаса в письменной форме
В этом помогут карточки для запоминания. Их можно приобрести в книжном магазине, а можно сделать самостоятельно.
Другой вариант: во время чтения какой-нибудь книжки обращайте внимание ребенка на то или иное слово, а чуть позже просите его найти то же самое слово в тексте.
А еще можно написать на стикерах названия предметов в вашей квартире и расклеить. Например, начать можно с самых простых: “стол”, “стул”, “пол”, “окно”. Затем подключить более сложные: “холодильник”, “телевизор”, “пылесос”, “микроволновка” и т. д.
- Шаг 4. Построение словосочетаний и предложений
Здесь также можно использовать кубики, чтобы составить предложение из коротких простых слов, либо карточки с готовыми словами, буквари и прочие подручные средства.
- Шаг 5. Чтение текстов
Основная цель обучения чтению – это не просто уметь идентифицировать письменные буквы и произносить их сочетания, а понимать смысл прочитанного. Поэтому во время чтения важно вовлекать ребенка в обсуждение. Для этого хорошо задавать ему вопросы, просить пересказать сюжет, перечислить героев и т. д.
Полезные игры и упражнения для быстрого обучения
Приведу некоторые упражнения и игры с разным уровнем сложности для изучения различных элементов.
На изучение звуков
Для начала малыша следует обучить гласным звукам, которые можно пропеть: А, О, И, У, Ы. Звук “Э” пока лучше не брать.
При этом стоит обратить внимание на то, что есть гласные звуки (их всего 6), а есть буквы, которые их обозначают в письме. И их 10.
Предлагаю попробовать такие упражнения.
- Игра-сказка “Непослушный звук”
Есть интересная игра-сказка, которая называется “Непослушный звук”. Расскажите ребенку, что жил-был на свете непослушный звук, который постоянно убегал из домиков, т. е. из слов.
Например, возьмите звук “А-А-А”. Громко и четко его произнесите. А затем назовите слова, в которых есть этот звук, например, “ш-А-А-А-р”, “м-А-А-А-шина”.
И вот этот звук вечно норовил убежать и спрятаться, а его домики сильно расстраивались. Чтобы успокоить домики, предложите ребенку поймать этот звук. Когда вы начнете произносить слова с этим звуком, он должен хлопать в ладоши в тот момент, как только услышит звук “А”. Хлопнул в правильном месте – поймал звук.
Можно сначала произносить только те слова, где этот звук есть. Потом можно усложнить задачу и называть слова, где звука “А” нет.
Поиграв с одним гласным звуком, переходите к следующему. А изучив гласные, начинайте точно так же “ловить” и согласные.
Только обратите внимание на то, что называть ребенку нужно именно звуки, а не буквы. То есть произносите не “ЭМ”, а “М-М-М”, не “БЭ”, а “Б-Б-Б”. И объясните, что согласные тем и отличаются от гласных, что их не получится пропеть как песенку.
- Упражнение “Найди звук”
Подберите картинки с изображениями разных предметов, животных, игрушек, одежды и т. д. Можно вырезать их из старых журналов, подобрать подходящие книжки, пособия, просто выложить перед ребенком несколько предметов. Его задача – выбрать те картинки или предметы, в названии которых есть заданный вами звук.
А еще можно поиграть в такую игру: показывайте малышу разные картинки. И просите, чтобы он назвал, с какого звука начинается то, что на них изображено: с гласного или согласного.
На запоминание букв
Дети легче всего обучаются в процессе игры. В интернете можно найти разные картинки, на которых спрятаны буквы. Например, как здесь.
Называйте ребенку слова и просите, чтобы он говорил, на какую букву они начинаются. Либо скажите ему букву, а он пусть вспомнит как можно больше слов, которые на нее начинаются.
- Упражнение “Найди неправильную букву”
Когда ребенок уже освоит правильное написание букв, можно перейти к упражнению, где нужно отличить правильно написанные буквы от неправильных. Будущему школьнику это очень пригодится, поскольку многие дети пишут зеркальные буквы или искажают отдельные их элементы.
Вы можете сами писать разные варианты букв на бумаге, а можете использовать картинки.
- Игра в слова
Есть популярная игра, когда участники придумывают слова, которые начинаются на ту букву, на которую заканчивается слово, названное предыдущим игроком. Например, один называет “коровА”, другой должен сказать слово на “А”, например, “АвтобуС”. Задача следующего – придумать слово на “С”. И так далее.
Главное, не подсказывайте ребенку и не торопите его. Дайте время подумать.
- Упражнение “Зачеркни букву”
Следующее упражнение – распечатать текст крупным шрифтом и попросить ребенка зачеркнуть или закрасить цветными фломастерами определенную букву. Например, сначала закрашиваем все буквы “О”, потом все “М” и т. д.
На составление слогов и слов
Вот некоторые игры и упражнения для работы со слогами и простыми словами.
- Игра “Помири буквы”
Расскажите ребенку сказку про буквы, которые поссорились и совсем забыли, как много хорошего приносит дружба. Каждая буква сидит в своем домике в одиночестве и обижается на других. Предложите примирить их, чтобы буквы вспомнили, как красиво они звучат вместе.
Для этого называйте поочередно по две буквы: гласную и согласную.
И по такому принципу дальше продолжайте предлагать ребенку по паре букв для дружбы, а он пусть их соединяет.
- Игра “Мяч и слова”
Для игры вам понадобится мячик. Суть в том, чтобы называть первые две буквы слова и кидать мячик ребенку, чтобы он закончил его. Например, вы произносите слог “КУ”, а он говорит слово “КУКЛА”. Вы называете “ПА”, он – “ПАРОВОЗ” и т. д.
Затем можете поменяться местами: пусть ребенок придумывает первый слог, а вы будете заканчивать слово целиком.
- Упражнение “Строим дом”
Подготовьте карточки со слогами – они будут кирпичиками. Разложите их на столе, предложите ребенку построить дом из этих кирпичиков. Пусть он возьмет какую-нибудь игрушечную машинку, на которой будет привозить вам слоги, а вы будете выкладывать из них фигуру домика.
Например, попросите малыша привезти кирпичик “КО”. Он ищет карточку с этим слогом, кладет ее на машинку и везет вам. Дальше называйте следующий слог. И так постепенно выстраивайте из карточек дом со стенами и крышей.
- Игра “Магазин”
Вам понадобятся пластиковые фрукты и овощи либо какие-то другие предметы, которые можно разместить в игрушечном магазине, а также карточки со слогами.
Карточки будут выполнять роль денег, за которые можно купить любой товар. Но есть одно условие: каждый товар можно купить только за тот слог, на который он начинается. Например, лимон можно купить только за слог “ЛИ”, помидор – за карточку “ПО”, молоко – за “МО” и т. д.
- Техника “Составь слово”
Когда ребенок уже освоит слоги и сможет читать небольшие слова, можно поиграть с ним в составление слов, предложив готовую картинку или подготовив листочки самостоятельно.
Можно также использовать кубики. Например, выложить 3-4 буквы, но не по порядку, а перемешанными, чтобы ребенок поставил их правильно. Также можно скомпоновать кубики по слогам и попросить соединить их в слова.
То же самое можно делать на бумаге.
А еще можно усложнить задание и предложить ребенку найти пропущенную букву в слове, используя кубики, магнитные буквы или лист бумаги.
- Игра “Домино”
Вырежьте из картона доминошки, только вместо точек напишите слоги. Задача игроков – правильно подбирать слоги, чтобы получались слова.
Выбирайте такие слоги, чтобы можно было составить простые слова. Например: “МА-МА”, “ПА-ПА”, “ЛИ-СА”, “ЛА-МА”, “ГО-РА”, “РЕ-ПА” и т. д.
- Игра “Филворды”
Эта игра уже для более продвинутых знатоков, которые не только знают, как пишутся буквы и читаются слоги, но и хорошо умеют “собирать” слова, в том числе из нескольких слогов.
Заключение
Вот такое объемное обучающее пособие у нас с вами получилось. Обязательно сохраните статью, чтобы не потерять и в любой момент иметь возможность в нее заглянуть за очередной идеей.
Научить ребенка читать – задача несложная. Достаточно осознать, что в цивилизованных странах неграмотных людей не так много, читать умеет каждый. Куда более важным навыком является любовь к чтению, а также умение хорошо понимать и анализировать прочитанное. А самый эффективный способ привить тягу к книгам у ребенка – это показать ее на собственном примере.
Именно для вас, взрослые, я оставлю здесь следующие ссылки:
Желаю легкого и приятного обучения!