Приветствую вас, дорогие читатели!
Все мы примерно понимаем, что представляет собой творчество. В детстве мы слушали народные сказки, танцевали в школьных кружках. Позже кто-то увлекся рисованием, кто-то стал музыкантом, кто-то сейчас занимается хендмейдом. Все это, безусловно, творчество. Но как и многие подобные понятия, оно является более многогранным и глубоким.
Сегодня я подробно расскажу, что такое творчество. А также мы разберем, кто такой творческий человек и можно ли таковым стать.
Содержание
Понятие творчества
Википедия дает следующее определение.
Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые духовные или материальные ценности.
Главным отличием творчества от изготовления (т. е. производства) является объективная уникальность результата. Таким образом, можно выделить три основных критерия творчества:
- это процесс, в результате которого появляется ранее не существовавшее что-то;
- результатом является продукт, имеющий ценность как для автора, так и для других людей;
- ценностью обладает не только конечный результат, но и сам процесс.
Если простыми словами, то творчеством можно назвать труд людей, в процессе которого появляются новые духовные ценности, совершаются научные открытия, создаются шедевры литературы, музыки, искусства, движется технический прогресс.
При всей своей уникальности значимость продуктов творчества весьма субъективна. Нельзя однозначно оценить, является ли то или иное произведение шедевром или посредственностью.
Ценность не всегда можно взвесить, измерить, оцифровать, но вместе с тем плоды творчества обогащают нас духовно, расширяют картину мира и горизонты возможностей. При этом многие изобретения, созданные в процессе творческой деятельности, становятся осязаемыми и приносят вполне практическую пользу человечеству.
Созданный в процессе творчества объект может быть:
- Нематериальным. Например, музыкальное произведение, идея, научная теория.
- Материальным. Например, печатная книга, изобретение, картина, сделанный своими руками предмет интерьера.
Российский философ Николай Бердяев считал, что каждый человек по своей природе является творцом, но для того чтобы в нем взошло зерно гениальности, необходимо одно условие – свобода личности. Именно свобода питает творческую природу и помогает развивать цивилизацию.
Речь именно о внутренней свободе, поскольку человек способен творить даже в условиях ограниченной внешней свободы: цензуры, нищеты, в заключении, в болезни. Часто именно в такие периоды рождались великие теории, литературные произведения и научные открытия.
Творчество также являлось предметом пристального изучения еще одного известного ученого и педагога Льва Выготского. В своих трудах он отмечал, что творчество “живет” везде, где люди придумывают, воображают, создают, комбинируют, меняют, преобразовывают, какой бы мелочью это на первый взгляд ни казалось на фоне мировых шедевров. Продуктом же является не только существующий в реальном мире объект, но также умственные и чувственные процессы в голове.
История концепции
В большинстве древних культур концепция творчества отсутствовала. Любое искусство рассматривалось не как создание, а как “имитация творений Богов”. Античные философы отрицали тот факт, что у человека могут быть творческие способности.
Той же точки зрения придерживалось и христианство, утверждая, что творцом может быть только Бог. Любые идеи, которые противоречили этому правилу, признавались еретическими.
Ситуация изменилась только к концу эпохи Возрождения в XVI веке, когда философы и художники начали открыто высказываться о том, что и человек может быть творцом. Так, Микеланджело говорил, что “не подражает природе, а воплощает собственное видение”. Более ярко высказался польский поэт Матей Казимир Сарбевский, написав следующее: “Поэт творит заново в манере Бога”.
Постепенно идея о том, что у человека тоже есть творческие способности, стала общепринятой. А в XIX веке творчество и вовсе стали считать синонимом искусства. И только лишь в XX веке наука признала, что оно не ограничивается рамками искусства и любой другой деятельности. С начала 1950-х годов феноменом творчества всерьез стали заниматься научные круги. Такие исследования ведутся и по сей день.
Кто такой творческий человек и зачем людям творчество
Когда говорят, что кто-то является творческой личностью, имеют в виду наличие у человека способности мыслить нестандартно и гибко, генерировать нетривиальные идеи, смотреть на задачу или ситуацию под разными углами, не ограничиваясь имеющимся опытом и знаниями. Именно такими признаками и обладает творческий человек.
Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что творчество, как и жизнь, даруется каждому человеку при рождении. Способность творить так же естественна для нас, как для птиц способность к полетам.
В его знаменитой пирамиде потребностей творчество находится на самой верхней ступени. После того как человек удовлетворяет свои базовые потребности, находит себя в социуме, реализуется в карьере, у него возникают желания высшего порядка. Он хочет развиваться, расти духовно, творить, создавать что-то качественно новое, оставить свой след.
Творчество вдохновляет, помогает обрести гармонию, реализовать собственную индивидуальность, выразить свое “Я”, иногда выплеснуть личные переживания и негатив, направив разрушительную энергию в созидание.
В повседневной жизни творчество может проявляться как смекалка: человек находит выход из сложной ситуации, применяя привычные способы и предметы нестандартно, по-новому, импровизируя и проявляя фантазию.
Творчество может выражаться коллективно или индивидуально. Так, экстраверты больше склонны к командному процессу, в то время как интроверты предпочитают индивидуальную работу.
Как правило, талантливые люди с ярко выраженной творческой жилкой имеют множество интересов. Например, Леонардо да Винчи был не только художником, но и увлекался фехтованием, пением, танцами, механикой, анатомией, военной инженерией и другими областями.
Творчество становится на одну ступень с познанием, которое помогает ребенку в раннем возрасте развиваться и узнавать мир вокруг. Малыши гораздо более открыты новому и более свободны в своем самовыражении, поскольку еще не знают правил и не загнаны в жесткие рамки.
Представителям сильного пола помогает творить их стремление к созидательному труду и желание докопаться до сути, истины. Реализуя себя в творчестве, мужчина обретает смысл, внутреннюю гармонию и радость.
Что касается женщин, то помимо прочих творческих способностей природа наделила их уникальной особенностью – творить, рождая на свет детей. Вынашивая, а потом воспитывая ребенка, женщина реализует свои потребности и амбиции, преобразовывая и влияя на мир.
Помимо того, что творчество приносит удовольствие и способствует реализации, оно еще выполняет лечебную функцию, являясь одним из методов психотерапии. Наверняка вы слышали об арт-терапии – методе, при котором человек с помощью рисунков способен улучшить свою самооценку, проработать личностные проблемы, научиться управлять эмоциями, справиться со стрессом и даже облегчить симптомы многих заболеваний.
Виды творческой деятельности
Как вы уже поняли, творчество далеко не ограничивается одним лишь искусством. Оно практически повсюду.
Выделяют множество видов творчества. Здесь я остановлюсь на самых основных:
- Художественное. Такой тип творчества является основой для процесса создания новых произведений в живописи, музыке, скульптуре, графике, а также способствует появлению новых направлений, жанров и стилей искусства.
- Научное. Это главный двигатель прогресса в таких областях, как математика, медицина, физика, химия, педагогика и др. Сюда относятся разного рода эксперименты, случайные открытия, теоретические и экспериментальные поиски, а также гениальные открытия.
- Техническое. Создание и совершенствование механизмов, конструирование и моделирование, благодаря которому появились такие изобретения, как орудия труда, транспорт, гаджеты, роботы и прочие продукты прогресса, помогающие решать разные задачи и облегчать жизнь.
- Социальное. Данный вид связан с жизнью общества и его интересами. Он позволяет создавать материальное производство, а также совершенствовать экономические, правовые, религиозные, психологические и иные отношения.
На основе этих четырех видов выделяют подвиды:
- философское,
- музыкальное,
- правовое,
- литературное,
- народное (в т. ч. устное народное),
- прикладное,
- художественное,
- спортивное,
- производственное,
- декоративное,
- педагогическое,
- предпринимательское,
- организаторское;
- детское.
Можно ли развить творческое мышление
Как утверждал Маслоу, творчество можно сравнить с неким врожденным качеством, которое присуще каждому человеку. Но дело в том, что многие утрачивают этот ценный дар, развивая в себе сугубо практические, рациональные навыки.
Безусловно, трудно спорить с тем, что помимо творческого мышления есть еще и задатки. Но как утверждают многие выдающиеся личности, талант – это всего лишь 10 % одаренности и 90 % труда.
Тем более если вы не стремитесь становиться великим скульптором или художником, а просто хотите быть более креативным, уметь находить нестандартные решения в работе, замечать необычные вещи, обладать хорошим воображением, то достаточно просто уделить время и внимание тем способам, которые помогают все это в себе развивать.
В нашем блоге есть серия полезных статей на эту тему с множеством рекомендаций и практических упражнений:
- Как развить творческие способности
- Как развить в себе креативность
- Как развить воображение и фантазию
Заключение
Вопреки распространенному мнению, творчество – это далеко не только написание картин и стихов. Оно повсюду: в педагогической деятельности, когда учитель создает план занятий, в спорте, где тренер занимается постановкой бального танца, и даже дома на кухне, где хозяйка придумывает новое блюдо, чтобы порадовать домашних.
Каждый из нас по своей природе творец. И чтобы дать волю внутреннему создателю, иногда достаточно просто договориться с внутренним критиком и позволить своему сознанию немного свободы.
Всем желаю успехов!