Доброго дня, дорогие читатели!
Известный русский педагог Константин Ушинский высказывался о том, что воспитание трудолюбия является лучшей формой наследства, которое только могут оставить родители своим детям. Эта мысль не потеряла своей актуальности и сегодня, однако отношение современного общества к труду несколько видоизменилось. В этой статье мы с вами разберем, что такое трудолюбие, почему оно так важно и как его развить.
Содержание
Понятие простыми словами
Само слово уже дает понять его смысл. Трудолюбие – это любовь к труду. Если заглянуть в Википедию, можно найти более энциклопедическое определение. Это черта характера, которая заключается в положительном отношении человека к процессу трудовой деятельности, а также стремление много и усердно трудиться.
Антонимом трудолюбия, т. е. противоположным по значению понятием, считается лень. Синонимы – старательность, усидчивость, усердность, прилежность и др.
Стоит отметить, что трудолюбие не равно любви к деньгам и другим материальным продуктам деятельности. Это любовь к самому процессу труда, радость от реализации себя в профессиональном, творческом или ином плане, а также удовольствие от той полезности, которую приносят плоды деятельности другим людям. Трудолюбивый человек готов отдавать свое время, силы, энергию для производства общественно полезного продукта или результата.
Преимущества и проблемы трудолюбия
Здесь я бы сделала акцент не не том, чем полезно трудолюбие каждого человека для общества, а чем оно полезно именно для каждого человека.
Понятие трудолюбия подразумевает, что труд – это не только способ достижения каких-то результатов во внешнем мире и не только средство удовлетворения материальных интересов и желаний, но и глубинная внутренняя потребность личности, которая заложена в его природу и ведет к духовному развитию.
Еще из советских фильмов и мультиков мы помним, что труд облагораживает человека (к/ф “Служебный роман”) и способен объединять (“Зима в Простоквашино”). Это ли не преимущества? Добросовестный физический и интеллектуальный вклад развивает таланты человека, навыки, способности, поднимает на качественно новые уровни не только в материальном плане, но в психологическом и духовном.
В современном мире польза и необходимость труда не так очевидна, как это было в прошлом, которое не отличалось особым изобилием и комфортом. Большую часть своей жизни люди проводили в труде: занимались земледелием, животноводством, обслуживанием быта, воспитанием детей и т. д. Именно поэтому в нашей культуре сложилось так много поговорок и пословиц о труде:
- Без труда не выловишь рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Что посеешь, то и пожнешь, тем и сыт будешь.
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
Трудно спорить с тем, что сейчас преимущественно пропагандируется несколько паразитический образ жизни. Все хотят “денег в легкости и расслабленности”, стремятся стать блогерами, фрилансерами, которые “лежат под пальмой” и управляют бизнесом нажатием пары кнопок в ноутбуке. К слову, жизнь блогеров и фрилансеров не такая уж и утопичная, как ее представляют, но сейчас не об этом.
Труд больше не рекламируется в СМИ, не тиражируется, не продвигается, к нему не призывают детей и молодежь. Он будто бы стал восприниматься как атавизм или неприятный элемент на пути к большому успеху, с которым приходится смиряться.
Разумеется, мир сильно изменился, изменились условия и уровень комфорта. Городскому жителю больше не приходится тратить силы на растопку печи, чтобы согреться в доме, или вспахивание земли для получения продуктов питания. У него появилось время и возможности для творчества, самопознания, отдыха, развлечений. И это здорово. Однако фундаментальная ценность труда никуда не делась.
Без этого мы не можем эволюционировать, расти над собой и даже чувствовать себя полноценными и счастливыми. Ведь недаром психологи рекомендуют, например, людям с тревожностью и чрезмерным самокопанием задействовать руки. Стоит хотя бы помыть пол или пересадить комнатные растения, как эмоциональное состояние сразу становится лучше. А если сделать что-то для пользы других, оно улучшится вдвойне.
Чем отличается трудолюбие от трудоголизма
Два этих понятия как бы лежат на разных сторонах одной медали. Ведущим различием между ними является чувство меры. Если трудолюбивый человек не чувствует и не видит пределов, то его рвение к работе превращается в трудоголизм.
Трудоголизм относят к отрицательным проявлениям тяги к труду, поскольку такой человек не может остановиться, нанося вред и себе, и окружающим.
Кроме того, трудолюбивый человек работает более эффективно, поскольку испытывает любовь и к работе, и к самому себе, выбирая более оптимальный режим труда и отдыха, и не забывая про другие сферы своей жизни, которые тоже нуждаются во внимании. У трудоголика же в приоритете только одна сфера – работа. Остальные, как правило, всегда страдают.
В результате трудолюбивый человек получает от своего труда и его результатов радость и удовлетворение, а трудоголик – депрессию, выгорание, хроническую усталость, проблемы со здоровьем и отношениями.
Как развить любовь к труду у себя и у ребенка
В психологии считается, что критической точкой формирования трудолюбия как стержневого качества личности является возраст от 6 до 12 лет. Именно в этот период родители совместно с преподавателями могут посеять в детском сознании позитивное отношение к трудовой деятельности.
По словам автора теории стадий психосоциального развития Эрика Эриксона, подобный вклад можно выразить фразой “Я есть то, что я могу научиться делать”.
Предлагаю рассмотреть, из чего состоит трудолюбие и что именно нужно формировать у ребенка (и не только).
Способность всецело включаться в работу
Без отвлечений и откладываний. Как высказался в свое время выдающийся физик Петр Капица, когда его спросили о том, как ему удалось так много всего сделать в жизни: “Это умение в каждое дело входить так, как будто это главное дело жизни, которое сделать надо сейчас же, немедленно”.
Включение – это не врожденная черта, а вырабатываемый навык, для которого нужны условия и усилия:
- События и впечатления. При этом речь здесь идет не о том, чтобы заваливать чадо новыми игрушками и каждый день водить по развлечениям. Речь о богатстве эмоциональных переживаний. Его можно достигнуть самыми простыми способами: поездками на рыбалку, походами, спортом, играми со сверстниками во дворе, интересными книгами, музыкой, важными поручениями, совместными просмотрами фильмов с последующими обсуждениями и т. п.
- Атмосфера внутри семьи. Дружеские теплые отношения – это едва ли не самое первое, на что важно обращать внимание. Ведь только в этих условиях возможна плодотворная и приятная для каждого совместная деятельность.
- Личный пример. Крайне сложно привить ребенку любовь к труду, если родители при этом не демонстрируют аналогичное качество в самих себе. Любой пример со стороны родителей впитывается очень быстро. Как говорится в английской пословице: “Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя”.
- Четкое следование режиму дня. Научиться быстро переключаться с одной деятельности на другую поможет соблюдение распорядка. Например, ввести обязательный час обеда, послеобеденный сон, выполнение домашней работы с перерывами и т. п. Важно показать различие между деятельностью и отдыхом, а также научить чувствовать радость от завершенных задач.
- Заинтересованность. И ребенок, и взрослый не могут долго и добровольно выполнять какое-либо дело, если нет мотивации и личной заинтересованности в результате труда.
- Регулярность. Абсолютно любой навык – это естественный итог регулярных повторений. И чтобы привить ребенку или себе трудолюбие, важно систематически включать труд в свою повседневность.
- Поддержка увлечений. Когда детские идеи, интересы и увлечения активно поощряются и всячески поддерживаются родителями, ребенку проще развивать в себе креативность, инициативность, любопытство и тягу к труду.
Способность творчески решать жизненные задачи
Многие привыкли разбираться с жизненными ситуациями либо по заготовленной кем-то инструкции, либо опираясь на чужой опыт, например, как научила мама или как показал папа. И лишь некоторые отваживаются получать собственный.
Как сделать так, чтобы ребенок нарабатывал такую способность? Сейчас обсудим.
- Доверяйте ему как можно больше ручных умений
Пусть работает разными инструментами в соответствии с возрастом, материалами, соприкасается с разными ситуациями, например, готовит поделки из природных материалов, сам пришивает себе пуговичку, ремонтирует игрушки, придумывает какие-то креативные вещи.
Задача родителей – присматривать за безопасной стороной вопроса и следить за тем, чтобы градус сложности выполняемых действий вырастал вместе с малышом.
- Показывайте связь стараний и результата
Например, если хочешь, чтобы из пластилина получился Колобок, нужно как следует раскатать его в ладонях. Нужно смотреть за тем, чтобы малыш не только старался над процессом, но и был заинтересован в получении качественного результата.
Постепенно задания можно усложнять: не просто помыть чашки, а еще и вытереть их насухо; не просто приклеить картинку, а сделать это ровно и без пузырей и т. п. Показывайте, как можно сделать лучше. Но постепенно отвечайте на этот вопрос все позднее, чтобы ребенок сам поразмышлял над ответом на него и сам попробовал придумать собственное решение.
Ну и последнее, о чем хотелось бы здесь сказать: трудолюбие невозможно воспитать в человеке без одного базового элемента – без уважения чужого труда и его плодов. Трудящаяся личность должна не только радеть за собственную работу, но и уважать чужую, в том числе чужое время и затраченные силы.
Как вы могли заметить, все перечисленные рекомендации касаются далеко не только воспитания определенной черты. Они так или иначе помогают воспитывать личность в целом. Именно поэтому это качество так важно для качественной и интересной жизни.
Заключение
Краткий смысл трудолюбия уже заложен в самом слове – любовь к труду. В более широком понимании это осознание труда как одной из высших ценностей человека, которая и облагораживает, и ограняет личность, словно драгоценный камень, и наделяет уверенностью, и заряжает энергетически, улучшая настроение и общую удовлетворенность жизнью.
О том, как обрести это качество, мы с вами поговорили в статье. Но преимущественно приведенные рекомендации относятся к детям, ведь именно в этом возрасте закладываются фундаментальные основы трудолюбия. Однако на то мы и взрослые, что уже давно способны воспитывать себя сами. Немного усердия, терпения и осознанности – и все получится!
Желаю вам хорошего дня и прощаюсь до следующих публикаций!