Приветствую вас, уважаемые читатели!
Каждый из нас обладает стереотипным мышлением, хотим мы того или нет. Анекдоты про блондинок, фразы “Все мужики одинаковые” или “Все богатые люди воруют” – все это проявления стереотипов. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что такое стереотип, в чем его опасность и польза, а также узнаем, как не стать жертвой навязанных стереотипов.
Содержание
Определение и суть
Слово “стереотип” происходит от древнегреческих στερεός (твердый) и τύπος (отпечаток). Оно означает сформированную мыслительную оценку чего-либо, которая основывается не на личном опыте, а перенимается извне и может отражаться на поведении человека.
В английском языке есть слово stereotype, что помимо созвучного перевода означает “избитость, шаблон”.
Изначально данный термин использовался вовсе не в психологии, а в типографии. Стереотипом называли клише – монолитную печатную форму, которая позволяла не набирать каждый раз текст заново, а многократно воспроизводить его по готовому образцу.
В современном понимании данное понятие предложил в 1922 году американский журналист Уолтер Липпман, позаимствовав его в типографском деле, ведь стереотип мышления – это тоже клише.
В книге Public Opinion (“Общественное мнение”) Липпман определяет стереотипы как картины, которые индивид рисует в своей голове сам или получает от другого человека, а затем на их основе строит модель поведения. Стереотип по Липпману – это принятый в обществе образец восприятия, фильтрации и интерпретации полученных данных при распознавании и узнавании окружающего мира, который основан на предшествующем социальном опыте.
После выхода книги Липпмана данное явление начали активно изучать в социологии, психологии, культурологии, литературе, философии и лингвистике.
Таким образом, если говорить простыми словами, то стереотипы – это некие ментальные ярлыки, образцы, шаблоны в голове, с помощью которых человек объясняет сам себе окружающую его действительность и упрощает ее.
Современному человеку стереотипы “достаются” от семьи, средств массовой информации, социума. Как правило, они воспринимаются на веру, т. е. не подвергаются тщательной оценке и критическому осмыслению. Более того, весь последующий опыт человека зачастую подгоняется под привычные шаблоны.
Чем стереотип отличается от предрассудка
Два этих понятия часто используют как синонимы, что не совсем правильно. Если просто, стереотип может нести как вред, так и пользу, в то время как предрассудок всегда имеет негативный характер.
Стереотип становится предрассудком (или предубеждением) тогда, когда он содержит искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта. Предрассудки часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения. Таким образом тот, кто заинтересован в пропаганде, пытается добиться своих целей, заручившись поддержкой людей.
Пример такого использования предубеждений – нацистская Германия, которая целенаправленно разжигала у своих граждан ненависть к еврейскому народу.
Виды и примеры
Для лучшего понимания того, что представляют собой стереотипы, предлагаю рассмотреть примеры наиболее распространенных. Условно их можно классифицировать по видам.
Гендерные
Несмотря на то, что мы живем в XXI веке и защитники прав женщин по всему миру продвинулись далеко вперед, гендерные предубеждения по-прежнему имеют место быть. Например, до сих пор можно услышать такие фразы: “Мужчина в семье главный”, “Место женщины на кухне”.
Кроме того, во многих странах продолжается борьба за равные доходы: на одних и тех же должностях женщины нередко получают меньшие зарплаты, чем представители сильной половины. Все дело в укоренившемся стереотипе о том, что мужчинам нужно обеспечивать семью, а женская зарплата – это “дополнительный заработок в свободное от хранения домашнего очага время”.
Какие еще есть стереотипы о мужчинах и женщинах:
- Мужчины не плачут.
- Женщина должна быть хрупкой и слабой.
- Пресловутая “женская логика”.
- Всем мужчинам нужно только одно.
- Женщины не сильны в точных науках.
- Выполняющий просьбы жены муж – подкаблучник.
- Женщина после развода становится разведенкой с прицепом. Ей больше не светит женское счастье.
- Не выскочившая замуж до 30 лет девушка – старая дева.
- Женщина за рулем – это обезьяна с гранатой.
Национальные, или этнические
Это ментальные шаблоны, касающиеся внешности, характера, уровня интеллекта и прочих признаков разных национальностей. Большинство стереотипов не имеют ничего общего с действительностью.
Например, многие иностранцы представляют русских как вечно пьющих водку и носящих кокошники, а саму Россию – местом, где по улицам гуляют медведи.
Какие еще есть национальные стереотипы:
- У всех англичан есть обязательная традиция: пить чай в 5 часов.
- Все американцы тупые (вспоминаем Задорнова), лицемерные и страдают лишним весом.
- Итальянцы едят только пасту.
- Все евреи скупые.
- Любимая пища украинцев – сало.
- Каждый испанец умеет танцевать фламенко.
- Все француженки стройные и стильные.
- Цыгане – сплошь воры и обманщики.
Возрастные
Стереотипы, связанные с возрастом, даже имеют свое название – эйджизм. Например, старики воспринимаются больными и немощными, а молодежь – некомпетентной и аморальной.
Вот еще некоторые варианты:
- После 30 лет все переживают кризис среднего возраста.
- Все подростки – конфликтные максималисты.
- Человек в возрасте не может быть креативным, он труднообучаем и не заинтересован в техническом прогрессе.
О внешности
Такие предубеждения способствуют тому, что мы заранее даем оценку личности и характеру человека, глядя на его внешность.
Например:
- Если блондинка, значит, глупая.
- Все мужчины с бородой мужественные.
- Человек с кавказской внешностью опасен.
Прочие стереотипы
Есть множество других шаблонов мышления. Например:
- Религиозные. Многие думают, что все буддисты медитируют и пребывают в постоянном дзене.
- Социальные. Например: люди рабочего класса неграмотные, все богатые воруют и укрываются от налогов.
- Про воспитание детей. Пример: если ребенка не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.
Плюсы и минусы стереотипного мышления
Как я уже озвучила, стереотипы, в отличие от предрассудков, несут не только негативный смысл, но и пользу. Изначально они служили ментальными ярлыками, которые упрощали восприятие и тем самым помогали мозгу быстро ориентироваться в окружающем мире.
Так, благодаря стереотипам первобытный человек мог оперативно определить, перед ним хищник или безобидное животное, соплеменник или чужак. Мозг сразу улавливал отличительные внешние черты и помогал человеку быстро реагировать, нередко спасая жизнь.
Стереотипы помогают нам и сегодня:
- оперативно реагировать и принимать решения;
- экономить энергию на мыслительных процессах;
- ощущать свою общность с определенными социальными группами.
В то же время шаблонное мышление сильно ограничивает нас. К недостаткам можно отнести следующее:
- мы принимаем неверные решения и совершаем ошибочные действия;
- разучаемся анализировать, подвергать критике услышанное и узнанное, делать собственные выводы;
- шаблонное мышление препятствует развитию и расширению картины мира.
Так зачем нужны стереотипы? Они помогают мозгу беречь свои ресурсы. Условно, вместо того чтобы каждый раз критически анализировать внешние признаки хищника и проверять свои догадки методом проб и ошибок, лучше сразу действовать.
Но как вы можете заметить, минусы у стереотипов для нашего современного мира более весомые, поэтому предлагаю узнать, как можно их разрушить.
Как избавиться от стереотипов
Работа с мыслительными шаблонами требует немалых усилий, ведь стереотипы закрепляются в нашей голове и сознании других людей годами, так что убрать их в одночасье нельзя.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут с ними справиться:
- Подвергайте свои шаблонные мысли критическому осмыслению. Если вы замечаете за собой, что предвзято относитесь к тем или иным людям, попробуйте докопаться до истины. Подумайте, откуда у вас взялись эти убеждения, в какой момент они появились, есть ли какие-то исследования, статистика на эту тему, можно ли найти опровержения и т. д. Такой способ поможет избавиться от клишированных мыслей по поводу внешности, одежды, поведения, характера других людей.
- Пробуйте находить альтернативные объяснения поведению окружающих, которые отличаются от привычных стереотипов. К примеру, если вы общаетесь с блондинкой и чувствуете между вами интеллектуальную пропасть (не в ее пользу), то посмотрите на это более широко: возможно, девушка мало читает и поэтому имеет бедный словарный запас, у нее другие приоритеты в жизни. И дело не в цвете волос, а конкретно в ее личности.
- Вспомните людей, которые не подпадают под стереотипы. Например, если опять брать блондинок, то среди политиков, ученых, адвокатов, журналистов есть немало женщин со светлыми волосами. Или убеждение про место женщины на кухне: сейчас уже не секрет, что самые выдающиеся шеф-повара по всему миру – преимущественно именно мужчины.
- Индивидуализируйте. Смотря на человека или группу людей, акцентируйтесь не на стереотипных чертах, а на личных качествах. Условно, если вы подвержены убеждению, что все люди, трудящиеся на заводе, малограмотные, пообщайтесь с ними. Вы удивитесь, насколько много среди них тех, кто имеет богатый жизненный опыт, множество интересов, хобби, широкий кругозор и интеллектуальную глубину.
- Очень часто, чтобы понять другого, нам предлагают побывать, что называется, в его шкуре. Прежде чем повесить ярлык на кого-то, попробуйте поразмышлять о том, что это за человек, какое у него могло быть детство, через что он прошел в своей жизни, действительно ли он является таким, каким вы его автоматически “увидели”.
- Расширяйте свою картину мира с помощью общения с самыми разными людьми. Чем больше вы узнаете о людях, тем меньше у вас будет шансов остаться в прежних рамках мышления. Вы начинаете понимать, что может быть не только “вот так”, а еще “и вот как и даже вот так”. Стереотипы – это рамки. И чем шире ваш кругозор, тем дальше вы выходите за пределы этих рамок.
Заключение
Поверхностное восприятие и мышление продолжают доминировать в сознании многих людей. В повседневной жизни это может очень мешать и ограничивать. Из-за них мы не видим картины целиком, а лишь замечаем фрагменты, при этом даже не задумываясь, что существует нечто большее, другое, более многогранное, не такое, к чему мы привыкли.
Выйти из своей ментальной коробки и начать думать по-новому непросто. Но зачастую только неочевидный и сложный путь может привести к гармонии, к чему-то лучшему.
Всем успехов!