Приветствую вас, уважаемые читатели!
Головной мозг по праву считается самой сложной системой в человеческом организме, которая даже после проведенных бесчисленных исследований по сей день остается большой загадкой. Одной из областей, направленных на изучение работы мозга и его связи с психикой, является нейропсихология. Именно об этом направлении пойдет речь в статье. Узнаем, что такое нейропсихология и в чем ее компетенции.
Содержание
Понятие простыми словами
Википедия трактует нейропсихологию как междисциплинарное научное направление, которое лежит на стыке психологии и нейронауки и имеет своей целью понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Если все это переложить на более простой язык, то нейропсихология – это наука, которая изучает соотношение мозга и психики, т. е. рассматривает особенности и функции мозга и их влияние на процессы психики. Например, на такие показатели:
- мышление;
- поведение;
- внимание и способность его переключения;
- запоминание информации;
- концентрацию;
- речь;
- эмоции;
- познавательные процессы;
- возможность принимать решения, проявлять волю, контролировать деятельность и т. д.
Все перечисленные процессы нейронаука связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за различные физические или мыслительные действия.
Нейрофизиология ставит перед собой цель – понять, как функции мозга влияют на поведение и когнитивные способности человека. Также она занимается диагностикой и лечением поведенческих и когнитивных последствий неврологических расстройств.
К примеру, бывает так, что школьнику сложно в течение длительного времени слушать тему на уроке, он постоянно отвлекается, крутится, в перемену непрерывно бегает, сбивая на своем пути учителей и не замечая ничего вокруг. Иногда это может говорить не о плохом воспитании или избалованности, а являться следствием неразвитых участков головного мозга. Именно подобные взаимосвязи и изучает нейропсихология.
Таким образом, в задачи этой науки входит:
- установление закономерностей функционирования головного мозга при взаимодействии с внутренней и внешней средой;
- диагностика состояния мозга и его структур;
- анализ и восстановление локальных повреждений мозга и его высших психических функций (ВПФ).
Исходя из того, что нейрофизиология изучает как биологические процессы, так и психологические, она лежит на стыке двух направлений. С одной стороны, ее можно причислить к ряду естественных нейронаук, таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология, нейроанатомия, генетика, нейрохирургия и т. д. С другой стороны, она тесно связана с гуманитарными дисциплинами: психологией, психоанализом, философией, лингвистикой и пр.
История развития
Нейропсихология – относительно молодая дисциплина, но ее зачатки можно было наблюдать еще в Древнем Египте. Еще во времена жреца Имхотепа предпринимались попытки описать мозг в медицинских трудах, адресованных будущим врачам.
По сей день не утихают споры о том, когда впервые человек начал исследовать функции тех или иных органов и систем. В течение долгих веков мозг определяли бесполезным, а вместилищем души и центром контроля психических процессов считали сердце, а не мозг. Потребовались сотни лет, чтобы люди осознали важность работы головного органа и силу его влияния на многочисленные процессы.
Первым, кто “перенес” главенство над поведением человека “из сердца в голову”, стал Гиппократ. Ему удалось установить связь между мозгом и поведением тела, хоть он и не стал углубляться в тонкости его фактического функционирования.
Позже в развитие нейропсихологии внесли вклад многие ученые. Например, английский врач Томас Уиллис ввел в обиход такие понятия, как полушарие и доля. Немецкий нейроанатом и физиолог Франц Йозеф Галль предположил, что личность напрямую связана с особенностями и структурами мозга, рассматривая его как орган разума. Французский врач Жан Батист Буйо путем исследований установил, что различные области мозга отвечают за то, как человек понимает речь. И так далее.
Значительные успехи в психологии, нейрофизиологии, неврологии и нейрохирургии начала XX века подготовили почву для появления новой самостоятельной дисциплины – нейропсихологии. Первый учебник, который определил основы этого направления, появился в 1980 году в соавторстве Б. Колба и Я. Уишоу.
В России о нейропсихологии как о науке впервые заговорил врач-невропатолог Александр Лурия, который признан основоположником нейропсихологии в СССР. Он доказал взаимосвязь функционального строения мозга с психикой. Путем выявления пораженных участков мозга и определения конкретного психического процесса, который повлек за собой нарушение, Лурия стремился восстановить утраченные функции.
Последователем научных исследований Александра Лурии стала его ученица Евгения Хомская, объектом изучения которой стали психические функции людей, пострадавших в техногенных катастрофах, а также связь мозга с эмоциями человека. Ее труды по сей день остаются актуальными и используются в среде психологов.
Подходы и направления нейропсихологии
Как и многие другие области и дисциплины, нейропсихология имеет свои направления. Среди них:
- Экспериментальная нейрофизиология. Этот подход исследует связи между строением и функционированием нервной системы и когнитивными функциями. В рамках своего направления она изучает в лабораторных условиях человеческое поведение и поведение животных.
- Клиническая. На базе лечебных учреждений изучает глубинные поражения мозга, занимается оценкой и управлением состояния людей, получивших травму или переживающих заболевания, которые вызвали повреждение когнитивных функций. Один из предметов и целей этого направления – понять, как тот или иной недуг влияет на психологию человека, каким образом психологическая реабилитация способна влиять на течение болезни.
- Когнитивная. Новое направление, которое возникло как квинтэссенция экспериментальной и клинической нейропсихологии. Тоже изучает разум и головной мозг на примере людей с черепными травмами и неврологическими недугами.
- Коннективизм. Эта область, в рамках которой используются искусственные нейронные сети для моделирования когнитивных процессов. К примеру, чтобы изучить последствия каких-либо травм или заболеваний мозга, нейронные сети учатся выполнять определенную задачу, а потом в них вносят изменения, моделирующую эту травму. Далее полученные результаты сравнивают с реальным опытом.
- Реабилитационная. Занимается восстановлением утраченных психических функций в результате повреждений мозга, а также обучением и перестройкой психологических процессов для нормальной интеграции человека в бытовую, социальную и учебную сферы.
- Функциональная нейровизуализация. Применяет специальные технологии для исследований и снятия показаний с мозга, чтобы понять, как реагируют различные его области на выполнение тех или иных задач.
Несмотря на то, что перечисленные выше подходы имеют под собой разные цели, на практике они не являются взаимоисключающими. И большинство нейропсихологов применяют сразу несколько подходов, чтобы найти лучший для решения тех или иных задач.
Методы и инструменты
Все методы в нейропсихологии условно разделяют на две группы:
- Которые помогли получить основные теоретические знания.
- Которые применяются в практической деятельности.
К теоретическим методам можно отнести:
- Сравнительно-анатомический метод исследования. Он позволяет определить зависимость поведения животных от особенностей строения их нервной системы.
- Метод раздражения. Помогает анализировать особенности психических функций в результате воздействия на мозг, например, с помощью электрического тока, механического воздействия, каких-либо естественных факторов и т. п.
- Метод разрушения. Его также называют методом выключения. Он предполагает разрушение отдельных областей мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. В отношении человека данный метод предполагает наблюдение за больным после того, как он перенес нейрохирургическую операцию или получил ранение в голову.
В практической деятельности нейропсихологи используют методы, которые помогают изучать различные познавательные процессы и личностные характеристики пациентов, такие как мышление, речь, счет, письмо, память. Также с их помощью врачи работают над восстановлением поведенческих и когнитивных функций.
В качестве инструментария нейропсихологов можно выделить:
- КТ (компьютерную томографию);
- МРТ (магнитно-резонансную томографию);
- ЭЭГ (электроэнцефалографию);
- ПЭТ (позитронно-эмиссионную томографию) и др.
Чем занимается нейропсихолог
Как можно логично предположить из всего вышесказанного, нейропсихолог – это специалист и ученый, который изучает механизмы головного мозга и их корреляцию с психическими процессами человека, а также занимается восстановлением когнитивных и поведенческих функций, которые пострадали в результате травмы или заболевания.
На чем акцентируют свое внимание такие специалисты:
- на диагностике в целях выявления функциональных нарушений;
- на определении особенностей мозга того или иного человека;
- на установлении отклонений в поведении, мышлении, внимании, координации, речи, письме, памяти и в других когнитивных и поведенческих характеристиках после повреждений мозга;
- на практическом применении коррекционных программ, целью которых является возвращение пациента к нормальной бытовой, социальной, рабочей или учебной жизни;
- на контроле за динамикой результатов коррекционной программы и др.
На практике нейропсихологи в основном работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях, в медицинских клиниках, реабилитационных центрах, а также в судебных и промышленных учреждениях в качестве консультантов.
Что лечит нейропсихолог у взрослых и детей
Чаще всего к нейропсихологам обращаются родители, которые наблюдают, что развитие их ребенка идет вразрез с общепринятыми стандартами. Например, их могут насторожить следующие признаки:
- задержка в развитии речи, заикание;
- чрезмерная замкнутость;
- наследственные генетические заболевания – ДЦП, синдром Дауна;
- низкий уровень мышечного тонуса или гипертонус;
- различные последствия травмы головного мозга, перенесенной тяжелой инфекционной болезни, а также последствия сложной беременности у мамы или тяжелых родов;
- синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- повышенная утомляемость;
- частые перепады настроения;
- проблемы с чтением, письмом (дислексия, дисграфия), мелкой моторикой;
- кинестетические нарушения;
- сложности в освоении школьных предметов;
- нарушения гнозиса (способности опознавать внешние стимулы) и праксиса (целенаправленных движений) и др.
Взрослые люди могут обращаться к такому специалисту:
- с последствиями черепно-мозговых травм, тяжелых инфекционных заболеваний или токсических повреждений мозга;
- со снижением функций работы мозга в пожилом возрасте;
- с трудностями в адаптации к новым условиям;
- с проблемами с координацией, концентрацией внимания, запоминанием;
- с нестабильным эмоциональным фоном (беспричинной грустью, апатией, вспышками гнева, агрессией и т. п.);
- с проявлениями реакций невротического характера;
- с проявлениями апраксии (невозможностью выполнить простые движения) и т. п.
Детские нейропсихологи делают упор на развитие психических функций головного мозга, поскольку у детей он очень пластичен и отлично поддается коррекции вплоть до 10-летнего возраста.
В первый год жизни ребенок должен показаться неврологу. При выявлении первых подозрений направляется к нейропсихологу, который работает с детьми с грудничкового возраста и до 12 лет.
Что касается взрослых, здесь специалисты имеют дело с нарушениями в функционировании уже созревших структур мозга и ставят целью восстановление утраченных или ослабленных функций.
Заключение
Мы с вами рассмотрели понятие нейропсихологии и узнали, с какими проблемами и трудностями можно обратиться к профильному специалисту.
Если вы хотите более глубоко погрузиться в сегодняшнюю тему, рекомендую обратить внимание на следующие подборки для домашнего чтения и обучения:
- Книги по нейропсихологии
- Курсы по нейропсихологии
- Книги по психологии
- Курсы по психологии и самоанализу
До скорого!