Приветствую вас, мои любознательные читатели!
В последнее время стало модным говорить о нейронах, нейронных связях и о том, как способен меняться наш мозг, осваивая новые навыки и привычки. Сегодня я постараюсь простым языком рассказать вам о том, что такое нейронные связи, как они создаются в нашем головном мозге и каким образом можно использовать эти знания себе на пользу в повседневной жизни.
Содержание
Понятие простыми словами
Нейрон – это нервная клетка. С древнегреческого слово νεῦρον переводится как “нерв”. Его можно назвать строительным элементом головного мозга, который с помощью электрических и химических импульсов взаимодействует с другими нейронами, а также с мышцами и железами.
Впервые нейроны были обнаружены чешским биологом и физиологом Яном Пуркине в 1837 году, когда тот изучал строение клеток мозжечка (одного из отделов головного мозга). Сам термин как обозначение нервных клеток был введен в науку в 1891 году немецким ученым Генрихом Вальдейером.
Нейроны – особенные клетки. Они сильно отличаются от остальных клеток нашего организма:
- Они не делятся. Большинство тканей и органов находятся в непрерывном состоянии деления и обновления. Все мы знаем, что так “поступает” наша кожа, ногти, слизистые и т. д. Нервные клетки уже к моменту нашего рождения почти не делятся. Именно отсюда и пошла расхожая фраза о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Просто по мере нашего взросления нейроны начинают “взрослеть” вместе с нами, т. е. увеличиваться в размерах. Кроме того, они учатся “общаться” друг с другом.
- Второе отличие вытекает из первой особенности: поскольку они растут вместе с нами, эти клетки очень крупные. Длина некоторых достигает целого метра. Так происходит благодаря тому, что нейроны с годами обрастают отростками, которые способны прорастать на половину длины тела человека.
- И третья особенность – это хрупкость. Нейроны очень чувствительны к разным воздействиям, будь то инфекция, недостаток кровоснабжения, травма, интоксикация или стресс. Но в этом тоже кроется некоторый плюс, который мы обсудим немного позже.
А пока еще немного общеобразовательной теории.
Виды нейронов
Помимо различий в размерах, нервные клетки могут сильно отличаться друг от друга по форме и конфигурации. Исходя из этого принципа выделяют три типа нейронов:
- Рецепторные. Эти клетки получают сигналы извне, на их основе формируют и передают информацию в нервную систему.
- Эфферентные. Они работают в обратном направлении, т. е. передают сигналы из нервной системы во внешнюю среду.
- Вставочные. Их также называют промежуточными или контактными. Это клетки, которые не имеют длинных отростков. Их число превосходит все остальные типы нейронов. Главная задача таких клеток – обеспечивать взаимодействие внутри своего центра, т. е. между нейронами.
Есть и другие классификации, но чтобы не погружать вас в ненужную терминологию и узконаучные дебри, думаю, мы с вами ограничимся только этой. Для общего понимания ее вполне достаточно.
Какие функции они выполняют
Рассмотрим, какие задачи выполняют нейроны:
- Прием импульсов. Как мы уже с вами смогли выяснить, нервные клетки умеют принимать определенные сигналы. Например, от органов чувств они принимают температурные, световые, вкусовые, тактильные сигналы.
- Управление физиологическими процессами. Когда нервная клетка получает сигнал извне, она реагирует на это тем, что переходит в возбужденное или заторможенное состояние.
- Передача сигналов. В состоянии возбуждения нейроны передают информацию от одного участка своего отростка к другому.
- Проведение импульсов. Также нервные клетки передают информацию другим нервным клеткам или органам, работа которых регулируется рефлексами. Это гладкие и скелетные мышцы, экзокринные и эндокринные железы.
Если те или иные нейроны повреждаются, они теряют способность проводить импульсы и коммуницировать друг с другом. А это приводит к тому, что человек теряет способность совершать какие-то действия, за которые отвечают эти нейроны, например, воспринимать речь, запоминать, ходить, разговаривать и пр.
Как развивается мозг человека
Чтобы вам стало еще более понятно, что представляют собой нейроны и какую роль они играют в нашей жизни, я расскажу о процессе формирования и развития этих нервных клеток. А начинается он еще задолго до нашего рождения.
Уже к концу II триместра беременности все нейроны будущей коры головного мозга полностью сформированы. После того как младенец появляется на свет, его нервные клетки находятся в полном составе, больше не делятся и не увеличивают свою численность.
И все это несмотря на то, что мозг новорожденного человека один из самых недоразвитых из всех млекопитающих. Если детеныши животных уже с первых дней учатся ходить и получают какие-то минимальные навыки, то младенец совсем ничего не умеет: у него нет ни памяти, ни способности общаться, ни умения передвигаться и пр.
Со временем, когда ребенок начинает получать все новые и новые навыки, нейроны в его головном мозге начинают активно образовывать отростки и новые нейронные связи. Как утверждают ученые, за первые 5–6 лет жизни мозг ребенка увеличивается в размерах в 4 раза! И все это благодаря формированию нейронных сетей.
Еще один интересный факт, который, возможно, будет очень неожиданным для многих родителей. Для того чтобы мозг ребенка полноценно развивался, его вовсе не обязательно загружать всевозможными занятиями в кружках, секциях и школах раннего развития. Самым главным фактором и залогом успешного формирования нейронных связей у малыша является атмосфера, в которой он растет.
Ребенок, который воспитывается в любви, часто слышит похвалу и ощущает безопасность, но при этом коротает свое детство на лужайке у бабушки, развивается более гармонично, нежели тот, кто с пеленок уже умеет читать по диагонали, играть в шахматы и прыгать тройной тулуп на льду, но при этом испытывает дефицит внимания, ласки или, что хуже всего, живет в постоянном стрессе.
Доказано, что продолжительное превышение уровня кортизола (гормона стресса) в крови приводит к замедлению процесса формирования новых нейронных связей. Такой ребенок начинает меньше интересоваться окружающим миром, хуже запоминает, ему сложнее удерживать внимание и, как следствие, труднее учиться.
Что такое нейропластичность
В младшей школе число создания новых нейронных связей у ребенка снижается, поскольку все самые сложные навыки к этому возрасту он уже получает: научается ходить, говорить, осваивает письмо, чтение, знает о базовых опасностях (огонь, падение и пр.). Но способность в любой момент создавать другие нейронные связи сохраняется на протяжении всей жизни.
Как только мы с вами пытаемся освоить иностранный язык, научиться играть на гитаре, писать программный код или делать что угодно другое, в нашем мозгу начинают образовываться новые нейронные соединения. Эта удивительная способность головного мозга называется нейропластичностью.
Благодаря своей нейропластичности мозг может не только создавать новые связи нейронов, но и изменять существующие, а также восстанавливать утраченные после повреждения.
Безусловно, все люди разные. И способность выстраивать новые нейроцепочки обусловлена множеством факторов. Например:
- Генетика. От нее зависит то, насколько нейроны способны ветвиться, с какой скоростью они образуют новые связи и т. д.
- Возраст. Бесспорно, у молодых людей нейропластичность лучше, чем у пожилых.
- Состояние сосудов. Чем они здоровее, тем лучше кровоснабжение и, соответственно, лучше работают нервные клетки.
- Разнообразие. Больше всего нейронных связей формируется у тех, кто ведет насыщенную жизнь, много учится, общается, получает разноплановый опыт.
- Психологическое здоровье. Например, у людей с депрессией нейропластичность мозга нарушается. Если точнее, повреждаются те участки клеток, которые отвечают за настроение и эмоции.
“Хорошие” и “плохие” нейронные дорожки
Итак, мы выяснили с вами, что в головном мозге есть нейроны и между ними образуются связи.
Как создается первая нейронная связь? Все довольно просто: происходит какое-то событие, наши органы чувств посылают соответствующие электрические импульсы в мозг, эти импульсы прокладывают нейронную “тропинку”, вызывающую у нас определенную реакцию. Если событие приятное, то реакция положительная, если негативное – отрицательная.
Чем чаще повторяется то же самое событие, тем толще становится эта тропинка, постепенно превращаясь в проторенную дорогу, по которой импульсы уже будут проходить автоматически.
Чтобы было понятнее, разберем на примере. Ребенок увидел лающую на него собаку и испугался. В это время в его мозге образуется тоненькая нейронная “дорожка”, отвечающая за испуг от собаки. Спустя какое-то время этот же ребенок снова сталкивается с похожим случаем: на этот раз на него кидается бездомная собака. Нейронная “дорожка” становится толще.
Так повторяется еще раз или два. Нейронная связь, которая отвечает за реакцию на собак, укрепляется настолько, что абсолютно все собаки у этого человека будут вызывать эмоцию страха. В его мозге прочно закрепляется ассоциация “собаки = опасность”.
Это так называемые условно “плохие” нейронные дорожки, которые закрепляют в нас какие-то негативные установки, страхи, убеждения. К примеру, если вы всю свою жизнь слышали о том, что “деньги – это зло”, то неудивительно, что для вас это является аксиомой.
Разумеется, этот эффект работает и в обратную сторону. Мы можем использовать нейропластичность мозга, чтобы закрепить у себя какую-то новую полезную привычку или создать новую нейронную связь, которая будет отвечать за какие-то положительные убеждения. То есть можем сформировать “хорошую” нейронную дорожку и удалить “плохую”.
Как прокачать нейронные связи
Сложно спорить с тем фактом, что с возрастом обучаться становится все сложнее. Чем старше мы становимся, тем больше снижается скорость создания новых нейронных связей.
Кроме того, новые нейроцепочки гораздо более хрупкие, нежели те, что созданы давно. Поэтому так важно проявлять терпение во время освоения любых навыков и не ругать себя за медленный прогресс.
Как же сделать так, чтобы в нашем мозге были самые многочисленные нейронные связи? Все просто! Нужно крайне внимательно выбирать то, что вы пропускаете через себя ежедневно:
- какой контент вы смотрите, читаете и слушаете;
- с какими людьми контактируете;
- каким досугом, хобби занимаетесь и занимаетесь ли вообще;
- что делаете в отпуске, в выходные;
- обучаетесь ли чему-то;
- часто ли внедряете в свою жизнь что-то новое и т. д.
Наши нейронные цепочки тем разнообразнее, чем разнообразнее наш жизненный опыт. Читайте качественную литературу, общайтесь с интересными разносторонними людьми, которые имеют отличные от вашей точки зрения, изучайте иностранные языки, получайте новые навыки и впечатления.
Вот еще несколько полезных упражнений, которые помогут повысить нейропластичность мозга:
- Задействуйте нерабочую руку. Если вы правша, начните, к примеру, чистить зубы, причесываться и есть левой рукой. Как только почувствуете, что процесс стал почти привычным, возвращайтесь к ведущей руке.
- “Выключайте” зрение. Пробуйте делать привычные вещи с закрытыми глазами (только осторожно). Например, мыть посуду, принимать душ и т. п.
- Меняйте привычные сценарии. К примеру, найдите 5 новых способов добраться до работы; начните покупать продукты в другом магазине, а не в том, где вы привыкли это делать каждый день; вместо домашнего завтрака сходите в ближайшее кафе и т. п.
- Смотрите на “перевернутый” мир. Помните, как дети наклоняются и смотрят на окружающий мир из-под коленок? Можете сделать то же самое, а можете просто переворачивать привычные предметы и смотреть на них с другого ракурса.
Заключение
Личность человека представляет собой уникальную комбинацию из его генов и влияния окружающей среды.
И если родителей не выбирают, то среду и получаемый опыт мы с вами всегда можем изменить. Чтобы быть успешным и счастливым, нужно создавать полезные нейронные связи, заменяя ими ограничивающие.
Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в этой теме и сделать некоторые ценные выводы.
Желаю многообразных нейронных связей и прощаюсь до следующей публикации.
Спасибо за интересную и полезную информацию в вашей статье!
Мне материал очень помог для уточнения собственных знаний и для подготовки материала для моих студентов.
С уважением, Елена Исакович — практикующий психолог, кандидат наук.