Друзья, всех приветствую!
До 1950-х годов японские товары ассоциировались с чем-то низкосортным и бросовым, но в послевоенные годы стране удалось всего за 2 десятилетия поднять экономику из руин до небывалых высот. Превратиться в конкурента крупнейших американских корпораций Японии удалось благодаря философии кайдзен. Сегодня я расскажу, что такое кайдзен и как внедрять его в бизнес и повседневную жизнь.
Содержание
Понятие и история появления
В переводе с японского языка слово “кайдзен” означает “изменение к лучшему”. Этим термином принято называть японскую концепцию менеджмента, в основе которой лежит идея постоянного улучшения и совершенствования. Это может относиться к бизнес-процессам, производству, управлению, а также к другим аспектам повседневной жизни.
А все началось с того, что в 1946 году США отправили в Японию своих лучших инженеров, чтобы те прочитали японским промышленникам лекции о качестве и поделились опытом. Японцы так эффективно начали внедрять полученные знания, что спустя 20–30 лет уже американские делегации стали приезжать для перенятия японского опыта.
Сам термин kaizen получил мировую огласку в 1986 году после публикации книги Масааки Имаи “Кайдзен: ключ к успеху японских компаний”. Именно тогда стало широко известно об этой философии и о том, что именно благодаря ей Японии удалось добиться таких успехов.
В 1993 году издание New Shorter Oxford English Dictionary определило кайдзен как философию бизнеса, которая выражается в непрерывном совершенствовании методов работы и личной эффективности. В более широком смысле это концепция, согласно которой вся наша жизнь должна быть ориентирована на постоянное развитие и улучшение.
Основные элементы концепции
Авторы выделяют разное количество постулатов кайдзен. Ниже я перечислю основные идеи японской философии, касающиеся бизнеса и производства:
- Ориентация на потребителя. С позиции кайдзен самым главным звеном в производственной цепочке является конечный потребитель, который получает товары или услуги. Поэтому все усилия компании направляются на то, чтобы клиент получил качественный продукт по низкой цене. Для этого уделяется особое внимание обратной связи с потребителем.
- Взгляд на проблемы. Философия кайдзен гласит, что компаний, у которых нет никаких проблем, просто не существует. Проблемы должны не маскироваться, а признаваться, выноситься на открытое обсуждение и таким образом решаться. А методы управления персоналом следует выстроить таким образом, чтобы работники не скрывали своих ошибок во избежание штрафов, а стремились их избегать.
- Бережливое производство (или производство без потерь). Это еще одна ведущая идея японской философии, которая предполагает устранение процессов, ведущих к убыткам, например, бесполезных механизмов, перепроизводства и прочего, а также оптимизацию работы каждого сотрудника независимо от уровня.
- Сотрудники как ценный актив. Работники являются самым ценным активом компании, без поддержки и вклада которых кайдзен просто невозможен. Благополучие всего предприятия определяется тем, насколько благополучно себя чувствует каждый из его работников.
- Лидерство вместо начальства. В японской философии статус руководителя определяет не табличка на двери кабинета, а уровень его опыта и знаний, личный пример, принятые решения и степень открытости ко всему персоналу.
- Встраивание качества в процесс. Японцы поняли, что проверять готовую продукцию на брак – лишняя трата денег и времени, которая при этом не ведет к повышению качества. Гораздо эффективнее встроить качество в каждую из стадий производства, начиная от разработки продукции и заканчивая ее доставкой потребителю.
- Ориентация на процесс, а не результат. Согласно японской концепции, к улучшению результата приводит совершенствование процессов. Любые усилия сотрудников по оптимизации процессов важны, пусть даже самые незначительные, даже если они напрямую не влияют на экономию и прибыль.
- Климат в коллективе. Ставка делается больше не на финансовые результаты, а на хорошие взаимоотношения сотрудников между собой, вовлеченность каждого из них в процесс, а также на самодисциплину и уважение друг друга. Именно это в конечном итоге и приводит к качественным результатам.
5 главных принципов кайдзен
В концепции кайдзен большое внимание уделяется рабочему месту. Чтобы улучшить производственные процессы, японцы придумали 5 принципов. Их название – методика 5S. Рассмотрим подробнее:
- Seiri, или Сортировка. Предполагает постоянный мониторинг и выявление предметов и инструментов, которые не используются сотрудниками на рабочих местах. Такие элементы маркируются и удаляются из рабочего процесса, чтобы не отвлекали и не мешали.
- Seiton, или Систематизация. Все, что требуется работнику для непосредственного выполнения трудовых обязанностей, должно находиться в порядке, быть доступным и лежать на видном месте.
- Seiso, или Содержание в чистоте. Рабочее место и оборудование всегда должно содержаться в чистоте и опрятности. В конце трудового дня важно навести порядок, убрать за собой, расставить по местам инструменты.
- Seiketsu, или Стандартизация. Суть этого принципа в том, что предыдущие три правила должны войти в привычку, а руководство обязано позаботиться об этом, т. е. провести тренинг, обучение, рассказать о важности, замотивировать.
- Shitsuke, или Совершенствование. На предприятии должна быть система наблюдения и контроля за содержанием рабочих мест. Процесс совершенствования не должен прерываться. Нельзя один раз организовать порядок на рабочих местах или провести единичный тренинг. Это должно стать частью системы, войти в постоянную практику.
Помимо этих пяти принципов, используется еще понятие “гемба кайдзен”. Слово “гемба” означает “реальное место”. Согласно данному подходу, для полноценного понимания проблемной ситуации руководство должно посетить место рабочего процесса, собрать факты и здесь же принять решение.
Кстати, методику 5S можно использовать и за пределами работы. Например, если вы решили перейти на здоровый образ жизни, можете смело следовать тем же правилам:
- Отсортируйте все лишнее, что мешает правильно питаться и заниматься физической активностью. Составьте список того, что препятствует, и того, что помогает.
- Систематизируйте процесс, т. е. составьте график, спланируйте полезные занятия. При этом важно, чтобы внедрение новых привычек было постепенным. А о том, как планировать свой день, вы можете прочесть в нашей отдельной публикации.
- Уделяйте внимание чистоте своего пространства. Этот принцип можно применять в совершенно любой сфере, к каким бы целям вы ни стремились. Ведь захламленное помещение отнимает много энергии и портит настроение.
- Стандартизируем, т. е. возводим все это в привычку, безукоризненно придерживаясь плана.
- Делаем кайдзен стилем жизни, тренируем самодисциплину и волю, отказываемся от соблазнов, минимизируем их.
Отличие японского подхода от традиционного менеджмента
Система менеджмента кайдзен сильно отличается от принятых на Западе методов управления. Для вашего удобства и наглядности выведу эти различия в таблицу.
Кайдзен | Западный стиль менеджмента | |
Ориентация | Особое место отводится процессу и сотрудникам | Важен продукт и результат |
Ресурсы | Бережливое расходование ресурсов | Нерациональное использование, т. е. пока есть доход, оптимизация не нужна |
Микроклимат в коллективе | Взаимоуважение, поддержка, обмен опытом | Ценится индивидуализм, конкуренция между сотрудниками и отделами |
Руководитель | Лидер, который знает работу каждого сотрудника, открыт к своему персоналу, способен подать личный пример, имеет опыт и авторитет | Начальник, наделенный властными полномочиями |
Сотрудники | Главный актив компании | Статья расходов |
Перспектива и развитие | Долгосрочная, постепенный рост | Краткосрочная, скачкообразное развитие |
Как применять на практике
На практике подход кайдзен реализуется с помощью практических инструментов и методик. Предлагаю рассмотреть наиболее популярные из них:
- Система “канбан”. Так называются бирки, которые крепятся к таре с производственными деталями. Благодаря этому работники могут отобрать нужные детали, после чего тара возвращается за следующей партией, а бирка используется как бланк заявки. Такая система помогает существенно сократить необходимость хранения деталей на производстве.
- Ноль дефектов. Суть этой программы в том, что никакой процент дефектов не является допустимым. Число браков на производстве должно быть нулевым. Это достигается путем предотвращения дефектов в самом процессе, а не проверкой и исправлением.
- Полное управление качеством. Главной философией японского менеджмента выступает непрерывное улучшение качества продукции, сокращение затрат посредством внедрения бережливого производства, ориентация на потребности потребителей и забота о сотрудниках.
- Точно вовремя. Метод организации производства JIT (just in time) предполагает отказ от содержания складов, т. е. необходимые детали подаются на сборку точно в нужный срок и в четко требуемом количестве. Продукция выпускается небольшими партиями, сразу подается потребителю и поэтому не нуждается в складировании. Это отличное решение для компаний, имеющих малые территории и ограниченное количество дорогостоящих ресурсов.
- Комплексное обслуживание оборудования. Предполагает заботу каждого сотрудника о рабочем месте и оборудовании, которое находится в его распоряжении. Регулярный уход за инструментами позволяет продлить их срок службы, предупредить возможные поломки и сберечь потенциальные затраты на починку и замену.
- Система подачи предложений. Руководство японских компаний всегда поощряет своих сотрудников за инициативу и предложения по улучшению и оптимизации процессов производства, выдавая премии и благодарности. Предложения принимаются как индивидуальные, так и от групп сотрудников, что позволяет еще и поддержать командный дух и формирует чувство причастности к жизни компании.
- Кружки контроля качества. Так называются добровольные объединения сотрудников из 6–10 человек, которые занимаются поиском способов по повышению качества продукции. Помимо самого результата, плюсом создания таких малых групп является поддержание корпоративной культуры, повышение удовлетворения работников от совместного творчества и влияния на процесс труда.
Мировой опыт
Философию кайдзен поддерживают многие японские корпорации. Рассмотрим некоторые из них.
Toyota
Toyota – компания, которая больше других ассоциируется с подходом кайдзен, поскольку именно руководители этой автомобилестроительной корпорации впервые использовали и разработали основную часть японской концепции.
В одном из интервью председатель фирмы Эйдзи Тойода поделился, что сотрудники ежегодно вносят более 1,5 млн предложений и 95 % из них успешно реализуются на предприятии.
Работники искренне стремятся к совершенствованию. И даже денежное поощрение отошло для них на второй план: среднее вознаграждение за идеи составляло около 4 долларов, но при этом самым желанным презентом была фирменная шариковая ручка.
Mitsubishi Motors
В 1980 году компания выкупила филиал Chrysler Company, убытки которого насчитывали свыше 50 млн долларов. Всего за несколько лет Mitsubishi сделал из убыточного бизнеса один из самых рентабельных и производительных в стране.
Все это произошло благодаря сотрудникам, которых называли “люди кайдзен”. Это были рабочие с большим стажем, которых освободили от обязанностей на производстве и вверили им одну-единственную задачу – находить способы улучшить работу предприятия. Каждые полгода эту должность занимали все новые сотрудники, которые генерировали свежие идеи.
Nestle
Швейцарский производитель продуктов питания и напитков уже 22 года находится в списке компаний Fortune 500 (это рейтинг 500 крупнейших компаний мира).
Первостепенной миссией корпорации является бережливое безотходное производство, отсутствие потерь, нулевые дефекты, постоянное улучшение системы управления качеством и поощрение ответственного подхода среди сотрудников и партнеров.
Преимущества и недостатки кайдзен
Плюсы подхода очевидны:
- он помогает улучшить качество продукции при уменьшении расходов;
- позволяет удовлетворить потребителей;
- способствует бережливому использованию ресурсов и ответственному отношению к оборудованию;
- создает благоприятный микроклимат внутри коллектива, основанный на взаимной поддержке, сотрудничестве и сотворчестве;
- использует инструменты мотивации работников, благодаря чему люди заинтересованы в общем успехе.
Но если все так хорошо, то почему японский подход не используется повсеместно? На самом деле кайдзен не так просто внедрить, поскольку менять приходится не только весь процесс, но и мышление, стиль и принципы жизни предприятия.
Вот с какими сложностями чаще всего сталкиваются компании, решившие следовать примеру японской модели:
- инвестиции, которые нужно вложить в усовершенствование процессов, могут окупаться годами;
- кайдзен не подходит для быстро развивающихся экономик;
- трудно вовлечь сотрудников всех уровней в единый процесс, заинтересовать и замотивировать;
- сложно бороться с такими слабостями каждого из работников в отдельности, как лень, халатность, недобросовестность;
- руководители редко всерьез воспринимают и прислушиваются к идеям и предложениям своих сотрудников.
Заключение
Говоря простыми словами, кайдзен – это подход, который предполагает постоянное стремление к улучшению и развитию. Если в традиционном менеджменте для бизнеса главной целью является результат любой ценой, то в японской философии ставка делается на процесс, удовлетворение потребителей, благополучие и заинтересованность сотрудников.
Несмотря на то, что кайдзен первоначально был разработан как метод совершенствования производства, этот подход можно успешно применять и в любой другой деятельности: в своей работе, в повседневной жизни.
Кстати, если вы решили заняться совершенствованием себя, вам не обойтись без техник тайм-менеджмента. О том, что это такое, вы можете почитать на нашем блоге.
Друзья, спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, вам было полезно.