Доброго дня, уважаемые читатели!
Психологи и психотерапевты часто используют в своей работе синтез знаний и техник из разных подходов и направлений. Одним из таких подходов является концепция Карла Густава Юнга и его архетипов. Сегодня я подробно расскажу, что такое архетип, какие бывают и для чего нам нужно все это знать.
Эта статья будет особенно полезна и интересна тем, кто любит изучать себя и не боится совершать новые открытия.
Содержание
Понятие
В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.
Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.
Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.
Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.
Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.
Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:
- Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
- Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.
Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.
Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:
- устойчивы;
- способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
- обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
- встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.
К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.
Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.
Структура личности по Юнгу
Карл Юнг выделял несколько ведущих архетипов в зависимости от того, в какой области сознания или подсознательного они находятся:
- Самость. Считается ведущим, первичным архетипом, который объединяет сознательную и бессознательную части психики человека. Он определяет целостность, центрированность, порядок и потенциал личности, выделяя его среди других индивидуумов.
- Персона, или Маска. Это социальная роль, которую человек играет в обществе. Своего рода имидж, позволяющий скрывать уязвимые и болезненные места психики, недостатки, слабости, интимные подробности, а иногда и саму личность.
- Тень. Архетип, находящийся главным образом в зоне индивидуального бессознательного. Именно сюда попадают все установки, переживания и опыт, которые были вытеснены сознанием по причине того, что они противоречат представлению человека о самом себе. Это наши комплексы.
- Анима и Анимус. Архетипы, связанные с женским и мужским полом. Анима – это женская часть в психике мужчины, например, такие качества, как непостоянство чувств и настроений. Анимус – это мужская часть в психике женщины, например, логика, рациональность.
12 архетипов Пирсон-Марра
Авторство следующей классификации принадлежит американскому филологу Кэрол Пирсон и ее помощнику Хью Марру. Собственно, в их честь и была названа эта модель. Впервые она была опубликована в книге “Пробуждение внутренних героев” в 1991 году.
Простодушный
Некоторые источники переводят название данного архетипа как “невинный” или “ребенок”. Какие характеристики можно дать человеку, в котором преобладает данный образ:
- жизнерадостность;
- беззащитность;
- оптимизм и вера в лучшее;
- чистота и доверчивость;
- искреннее желание быть счастливым;
- страх совершить ошибку, быть наказанным.
Один из образов, который можно привести в качестве соответствия данному архетипу, – персонаж мифов греческой мифологии Дафна. Она прекрасная нимфа, давшая обет целомудрия и превращенная в священное лавровое дерево. Более знакомое многим архетипическое соответствие – Форрест Гамп в одноименном фильме Роберта Земекиса.
Славный малый
Другие его названия – свой парень, сирота. Какую характеристику можно дать такому герою:
- появление зачатков реализма;
- отсутствие притворства, прямолинейность;
- надежность;
- предсказуемость;
- повседневный, рабочий стиль в одежде;
- желание быть принятым, стать частью общества;
- стремление развивать “земные” добродетели.
Архетипический образ – Семен Семенович Горбунков, герой советской киноленты “Бриллиантовая рука”.
Воин
Еще одно название – герой. Характеристики архетипа:
- воинственный, агрессивный;
- гордый, отважный;
- идеалист;
- достигает поставленных целей;
- умеет постоять за себя;
- стремится доказать собственную ценность через отвагу и способность выходить из сложных ситуаций;
- боится стать уязвимым и слабым.
Данному архетипу соответствует образ охотника Хоу И. Это один из самых известных героев китайских мифов, сбивший из лука девять солнц, которые угрожали погубить все живое на земле. Его даже называют китайским Гераклом. Из киношных героев можно привести Джеймса Бонда, Бэтмена и др.
Опекун
Данный архетип также называют родителем или матерью. Как его распознать:
- демонстрация заботы к окружающим;
- сопереживание;
- щедрость и благородство;
- способность идти на жертвы ради других.
В качестве примера архетипического соответствия можно привести Деметру – древнегреческую богиню плодородия и покровительницу земледелия.
Искатель
Какие характеристики ему присущи:
- желание постигать все новое;
- стремление отличаться от других;
- независимость, свободолюбие;
- способность идти на риск;
- видит своей целью личную реализацию через исследование мира, путешествия.
Архетипические образы – пастух Сантьяго из книги Пауло Коэльо “Алхимик”, французский исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто.
Любовник
Характеристики архетипа:
- жажда эмоций, наслаждений, чувственных удовольствий;
- стремление любить;
- романтичность;
- желание окружать себя тем, что приносит радость, дарит любовь;
- ставка на внешнюю “обертку”, нежели на содержание;
- страх одиночества, боязнь быть отвергнутым.
Архетипическое соответствие – персонаж древнегреческой мифологии Алкиона, которая бросилась в море от любви к мужу.
Бунтарь
Или, как его еще называют, изгой. Его характеристика:
- дух революции, преобразований;
- стремление сломать то, что не работает или не идет на пользу;
- радикальная свобода;
- желание шокировать;
- способность предпринимать действия в безвыходных ситуациях;
- умение отпускать и начинать сначала.
Данному архетипу соответствуют образы Робина Гуда, Зорро и т. п.
Творец
Присущие характеристики:
- новатор, экспериментатор;
- артистичный, амбициозный;
- обладает хорошим воображением;
- фантазер, мечтающий создать что-то ценное и долговечное;
- боится заурядности и посредственности.
Архетипический образ – финская богиня и дочь воздуха Ильматар, участвующая в создании мира. В качестве примеров можно привести и реальных творцов: Пабло Пикассо, Томаса Эдисона и многих других.
Правитель
Характеристики:
- управленец, организатор;
- лидер;
- умение брать ответственность;
- соответствие собственным ценностям;
- стремление к власти и контролю;
- желание создать успешное общество, будь то в семье, компании или государстве.
Подходящий архетипический персонаж – центральный герой британского эпоса Король Артур. Также в качестве примеров можно привести Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер и др.
Маг
Другие названия архетипа – волшебник, шаман. Ему соответствует следующее описание:
- обаятельный и харизматичный;
- катализатор изменений;
- желает знать, как устроен мир;
- умеет находить выигрышные варианты для всех;
- способен творить перемены с помощью изменения собственных мыслей и поведения;
- может стать манипулятором.
Архетипический образ – Мерлин, великий маг при дворе короля Артура.
Мудрец
Это ученый, философ, мыслитель, которому присущи такие характеристики:
- опора на знания и интеллект;
- саморефлексия;
- умение мыслить ясно, критически;
- способность формулировать свое мнение;
- ставка на изучение, а не действия;
- страх невежества.
Архетипические соответствия – Сократ, Будда, Галилей.
Шут
Это фокусник, клоун, юморист, которому свойственны следующие признаки:
- стремление наслаждаться моментом, жить здесь и сейчас;
- желание сделать мир ярче и радостнее;
- способность быть смешным, умение шутить;
- легкомыслие;
- импульсивность, спонтанность.
Архетипические соответствия – Чарли Чаплин, Джокер, Тиль Уленшпигель (герой немецких легенд и книг, плут и балагур).
Как определить свой архетип
Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.
В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.
В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.
Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.
Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:
- Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
- Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
- Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
- Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).
Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.
Заключение
Мы с вами разобрали, что такое архетипы и какие они бывают. Я надеюсь, мне удалось доступно изложить эту непростую тему. А может, получилось даже вызвать у кого-то интерес к дальнейшим исследованиям.
На сегодня я прощаюсь. С вами была Ксения Молоканова.
Всем хорошего дня!
Статья интересная, спасибо. Вам не следует доверять Американским «психологам» предпринимателям, они как правило самого К. Юнга не читали. Первым кто выделил бессознательное, был учитель К.Юнга, Фрейд, и бессознательное не имеет не чего общего, с подсознанием.
Ксения, спасибо за статью. Пояснили очень доступно с живыми образами и примерами.
Очень интересно!. Как пройти тест на архетип?