Приветствую всех знатоков и ценителей искусства!
Хочу с вами поговорить про направление деятельности, которое лишь недавно появилось на российском рынке. Им является арт-менеджмент, который в дословном переводе означает “управление искусством”.
Чтобы стать профессионалом, необходимо иметь организаторские способности, понимать основы маркетинга и бизнеса, а также любить прекрасное и разбираться в арт-объектах. Все эти качества совмещает в себе один человек, о котором сегодня и поговорим.
Я расскажу, кто такой арт-менеджер, чем он занимается, что должен знать и уметь, какую зарплату получает, в чем плюсы и минусы деятельности.
Содержание
Особенности профессии
Арт-менеджер – это специалист, которого можно назвать управляющим в сфере искусства и творчества. Он берет на себя все процессы по организации и продвижению различных мероприятий:
- локальных и международных выставок;
- процедур продажи картин;
- перформансов;
- аукционов;
- творческих коллабораций;
- презентаций новых авторов и перспективных работ;
- фестивалей;
- авторских концертов;
- театральных и цирковых постановок и т. д.
Например, в галерее запланирована выставка работ современных художников. Арт-менеджер должен найти спикеров, которые будут вести мероприятие, отобрать лучшие картины и организовать их доставку в целости и сохранности, провести рекламную кампанию, чтобы о мероприятии узнало как можно больше людей.
Помимо организационных моментов, специалист должен разбираться в искусстве и уметь проводить маркетинговые исследования. Арт-менеджер, претендующий на звание профессионала, понимает, что востребовано среди ценителей, какие тренды актуальны, чего хочет целевая аудитория, как вывести новый арт-объект на рынок и т. д.
Еще один важный момент: специалист должен обладать коммуникационными навыками. Он является связующим звеном между всеми членами команды, в которую входят:
- художники,
- дизайнеры,
- рекламщики,
- искусствоведы,
- копирайтеры и многие другие.
А ведь есть еще заказчики, представители культурной элиты, авторы, инвесторы и сама публика.
Профессия совмещает в себе элементы маркетинга, искусства, бизнеса и управления проектами, а также имеет сходства с такими специальностями, как продюсер, креативный директор, PR- и event-менеджер.
Обычно это направление деятельности выбирают люди, имеющие интерес к искусству и истории, умеющие быстро адаптироваться и принимать решения, а также способные легко заводить новые знакомства и поддерживать прочные деловые отношения.
Арт-менеджеру необходимо быть стрессоустойчивым, ведь от него может зависеть репутация авторов и творцов, а также организаторов, инвесторов, галерей, музеев и т. д. К тому же чем масштабнее мероприятие, тем больше задач и хлопот у специалиста.
Обязанности арт-менеджера
Функции специалиста меняются в зависимости от конкретного места работы. В галерее обязанности будут одни, в издательстве – другие, а в концертных залах – третьи.
Поэтому мы поговорим об основных задачах, которые выполняет арт-менеджер. Среди них:
- Работа над дизайном и стилизацией помещения, где будет проходить мероприятие.
- Бюджетирование и составление сметы.
- Взаимодействие с инвесторами и заказчиками.
- Создание планов и программ мероприятий.
- Подбор артистов, спикеров, аниматоров, исполнителей и пр.
- Сотрудничество с другими специалистами: дизайнерами, копирайтерами, пиарщиками и пр.
- Трансфер почетных гостей.
- Анализирование уже завершенного мероприятия, оценивание его успешности.
- Привлечение новых художников, авторов, мастеров.
- Взаимодействие с сотрудниками различных СМИ.
- Продвижение и реклама мероприятий, арт-объектов, авторов.
- Ведение отчетности.
- Подбор и наем технического персонала.
- Продажа арт-объектов.
- Контроль персонала, присутствующего на мероприятии.
- Разрешение конфликтных ситуаций.
- Контроль технического оборудования (света, звука и прочего).
- Анализ рынка, отслеживание современных трендов и тенденций.
- Наполнение и поддержание в рабочем режиме сайта работодателя.
- Наполнение мероприятий интерактивом.
- Сбор полезных контактов и создание контактной базы.
- Поиск спонсоров.
- Отбор, доставка и размещение арт-работ для мероприятия.
Требования к специалисту
Арт-менеджер должен уметь играть сразу несколько ролей. Во-первых, ему необходимо общаться с работодателями и заказчиками, выстраивать с ними прочные отношения. Во-вторых, есть команда, которая должна слаженно работать, чтобы появился качественный результат. Специалист обязан следить за действиями персонала, мотивировать и разрешать конфликты.
И в-третьих, есть целевая аудитория. Чтобы подогревать ее интерес, арт-менеджеру нужно следить за современными трендами, разбираться в искусстве, уметь грамотно отбирать арт-объекты и т. д.
Давайте разберем навыки и умения, которыми специалист должен обладать. Среди них:
- Знание хотя бы одного иностранного языка.
- Навык организации мероприятий: выставок, спектаклей, аукционов и пр.
- Умение вести деловую переписку и переговоры.
- Знания в области искусства.
- Умение договариваться.
- Владение финансовой грамотностью.
- Знание современных трендов.
- Умение подбирать команду.
- Навык грамотного распределения задач.
- Способность оценить арт-работы.
- Навык управления ресурсами.
- Знание основ экономики.
- Понимание бизнес-процессов.
- Знание основ менеджмента.
- Умение обрабатывать большие объемы информации.
- Понимание основ маркетинга.
- Умение быстро приспосабливаться.
- Навыки планирования.
- Знание основ колористики, композиции и перспективы.
- Понимание сути авторского права.
- Умение делать художественный анализ.
- Знание основ продвижения и рекламы.
- Умение работать с бюджетом.
- Навык ведения документации.
- Умение находить креативные решения нестандартных задач.
- Навык презентации.
- Умение выступать перед публикой.
- Владение тайм-менеджментом.
Также арт-менеджеру понадобятся следующие личные качества:
- тонкий вкус;
- тактичность, вежливость и приветливость;
- предпринимательская жилка;
- амбициозность;
- организованность и собранность;
- коммуникабельность;
- настойчивость;
- ответственность;
- пунктуальность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- любознательность;
- лидерские качества.
Арт-менеджеру не только нужно обладать всеми перечисленными hard skills и soft skills. Еще ему нужно постоянно развиваться и повышать квалификацию.
Зарплата и карьерные перспективы
Различные компании и организации нуждаются в грамотных арт-менеджерах. Профессия становится все более востребованной, поэтому увеличивается количество мест, которые принимают к себе этих специалистов:
- художественные галереи;
- рекламные и маркетинговые агентства;
- издательства;
- компании киноиндустрии;
- event-агентства;
- концертные залы;
- digital-агентства;
- компании по разработке ПО;
- студии звукозаписи;
- рестораны;
- косметические бренды;
- ателье;
- театры;
- дизайн-студии;
- центры современного искусства;
- цирки;
- СМИ и многие другие.
В этот список можно включить любые организации, которые считают, что они каким-либо образом связаны с искусством.
Также арт-менеджеры могут сотрудничать и с частными клиентами, например, с художниками, актерами, писателями, музыкантами, танцорами, скульпторами, фотографами и прочими.
Зарплата арт-менеджера может меняться в зависимости от множества факторов. Предоставляю примерный перечень условий, в той или иной мере влияющих на уровень дохода специалиста:
- место жительства;
- наличие связей и личных контактов в нужной среде;
- компания-работодатель и ее сфера деятельности;
- опыт работы, квалификация и образование;
- количество успешных завершенных проектов, которые можно добавить в портфолио.
Думаю, не нужно уточнять, что наибольшую зарплату специалисты получают в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах доход может доходить и до 200 000 руб. в месяц. В регионах же сумма редко достигает отметки в 100 000 руб. Это касается опытных арт-менеджеров. Что же до новичков, то их заработок начинается от 35–45 тыс. руб. в месяц.
Примерная карьерная лестница выглядит следующим образом:
- Ассистент арт-менеджера.
- Арт-менеджер.
- Менеджер по развитию арт-бизнеса.
- Арт-директор.
Вакансии размещаются на специализированных сайтах по поиску работы, например, на Яндекс.Работе, Rabota.ru, SuperJob, HeadHunter и других.
Плюсы и минусы профессии
Итак, какие же достоинства и недостатки у работы арт-менеджером? Начнем, пожалуй, с положительных моментов:
- Постоянное развитие, самосовершенствование.
- Творческая направленность работы.
- Возможность завести много полезных связей, постоянное “вращение” в кругах с интересными людьми.
- Престижность и востребованность профессии.
- Найти работу можно в различных сферах деятельности.
- Высокий уровень заработной платы.
- Возможность побывать на элитных закрытых мероприятиях.
А теперь отрицательные моменты:
- Частые стрессовые ситуации, возможны конфликты, которые нужно разрешать.
- Приходится работать с разными и не всегда приятными людьми.
- Ненормированный рабочий день и плавающий график.
- За высокой зарплатой и интересными предложениями нужно ехать в столицу, ведь в регионах найти работу сложнее.
- Работодатели выдвигают серьезные требования к специалистам.
- Большая ответственность при работе с арт-объектами.
Обучение на арт-менеджера
Для того чтобы иметь возможность претендовать на хорошую вакансию в крупной компании, необходимо иметь высшее образование. Для начинающих арт-менеджеров могут подойти такие направления, как маркетинг, менеджмент, искусство и дизайн.
Например, можно получить диплом искусствоведа или культуролога. Но в этом случае придется дополнительно изучить основы менеджмента и маркетинга. А если выбрать менеджмент или маркетинг, то придется самостоятельно изучать историю искусств и другие смежные дисциплины.
Однако даже с полным багажом знаний арт-менеджером просто так не стать. Новички должен погрузиться в ту сферу деятельности, в которой они хотят начать карьеру.
Опыт нужен обязательно, ведь без него не получится наработать нужные навыки и умения. Если есть возможность, стоит устроиться на работу в качестве стажера, помощника или ассистента.
Также можно пройти курсы по арт-менеджменту. Занятия ведут действующие арт-менеджеры, которые не только дают теоретические знания, но и помогают с практикой. К тому же некоторые онлайн-школы предлагают стажировку и даже способствуют трудоустройству.
Могу посоветовать следующие обучающие программы:
- Арт-менеджмент – Skillbox.
- Арт-менеджер – Skvot.
- Арт-менеджмент – Среда обучения.
- Арт-директор – MBA CITY.
- Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок – Институт арт-бизнеса и антиквариата.
На этом обучение не заканчивается. Нужно постоянно дополнительно читать полезную литературу, посещать выставки, фестивали, презентации и другие мероприятия, знакомиться с новыми людьми, следить за современными трендами в искусстве и беспрерывно развиваться.
Заключение
Мы завершаем знакомство с профессией арт-менеджера. Надеюсь, мне удалось вас заинтересовать, ведь это направление деятельности очень увлекательное.
Однако специальность не для всех. Нужно действительно любить искусство, общение и процесс организации мероприятий, чтобы стать настоящим профессионалом. Поэтому в профессию лучше идти ценителям прекрасного с навыками менеджера, маркетолога и управленца.
Советую вам другие полезные статьи блога iklife.ru:
- Как стать более общительным человеком
- Курсы по переговорам и деловому общению
- Курсы по креативному (творческому) мышлению
Всего доброго и удачи!