Здравствуйте, друзья!
Любое предприятие ведет учет своих доходов и расходов. Без этого легко можно оказаться в ситуации, когда деньги закончились, а покупать сырье и платить зарплату надо. Деньги поступают от покупателей на расчетный счет или в кассу, а потом они тратятся на нужды бизнеса. Точно такой же механизм действует и на самом большом предприятии – государстве. Основная статья доходов – это налоги. Они приходят в кассу, которую называют бюджет, а оттуда расходуются на государственные цели. В статье рассмотрим, куда идут налоги в России, на что потратили деньги в 2020 г. и собираемся потратить в 2021 г.
Содержание
Какие налоги платит население и бизнес
Думаю, что нет смысла обсуждать, зачем мы платим налоги государству. Ответ банальный и одинаковый для всех стран мира – на наши деньги содержится старая и строится новая социальная инфраструктура (школы, больницы, детские сады, дороги, мосты и пр.), оплачивается труд работников некоммерческих предприятий (так называемых бюджетников), обеспечивается обороноспособность страны, охрана окружающей среды и т. д. Отличается сам механизм сбора, размер налоговых отчислений и долевое распределение средств по статьям расходов.
Кратко опишу, какие налоги платят юридические и физические лица в России, и куда поступают собранные деньги. Различают:
- Федеральные налоги и сборы – НДС, акцизы, налог на доходы физического лица, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
- Региональные налоги – налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
- Местные налоги и сборы – земельный, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
Перечисленные виды налогов и сборов можно посмотреть в Налоговом кодексе РФ (глава 2). Налоговые отчисления поступают в бюджеты разных уровней, каждый в своей пропорции. Например, транспортный налог в размере 100 % приходит в бюджет субъекта РФ, а подоходный налог с зарплаты работающих граждан и других видов получаемых доходов – только в размере 85 %. Куда и сколько надо перечислять установлено в Бюджетном кодексе (статьи 50, 56 и 61).
Соответственно, от планируемых поступлений различные уровни власти верстают свои бюджеты: расписывают статьи доходов и расходов. Есть дотационные регионы, которые не могут за счет собранных налогов выполнять свои региональные обязательства, поэтому получают дотации из центра (например, Ивановская область, где я живу). Есть регионы-доноры, которые самостоятельно себя обеспечивают (например, Москва).
Основные направления расхода налоговых поступлений
Основные расходные статьи бюджетов согласно Бюджетному кодексу (статья 69):
- Социальное обеспечение населения. Наше государство позиционирует себя как социальное. Проверим, так ли это, когда будем рассматривать статьи расходов в 2020 и 2021 годах.
- Обслуживание государственного долга, который в последние годы растет в абсолютном и относительном (в % от ВВП) отношении.
- Межбюджетные трансферты. Это субсидии, дотации и прочие перечисления из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
- Бюджетные инвестиции в проекты, инициаторами которых являются не государственные, а коммерческие предприятия.
- Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
- Субсидии юридическим (кроме государственных структур) и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей.
- Перечисления по судебным искам, если таковые были, к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям с целью возмещения вреда, который был причинен представителями этих ветвей власти физическому или юридическому лицу.
Любой человек может изучить открытую часть федерального бюджета на текущий и на 2 последующих года. Публикуется на официальном сайте Минфина, называется этот документ “Бюджет для граждан”. Именно в нем можно в цифрах посмотреть статьи доходной и расходной частей. А в следующем году сравнить их с фактическими данными в документе об исполнении бюджета.
Кроме того, информацию о доходах и расходах в открытом доступе публикуют региональные власти. Например, по Москве ее можно найти на сайте “Открытый бюджет города Москвы”, а в Ивановской области на сайте областной администрации.
Региональные власти могут тратить собираемые налоги на:
- создание коммунальной инфраструктуры для населения (электро-, водо-, газоснабжение, канализация);
- обеспечение топливом граждан;
- улучшение жилищных условий малоимущих граждан;
- строительство и содержание жилищного фонда;
- обеспечение досуга жителей и пр.
Расходы бюджета в 2020 г. и анализ их исполнения
Посмотрим, куда планировали направить наши деньги в рамках федерального бюджета в 2020 г. и насколько выполнили план по итогам года.
На что и сколько должны были потратить
На основе инфографики из презентации Минфина я составила таблицу доходов и расходов, которые планировало Правительство в 2020 г.
Доходы | Расходы | ||
Статья | Сумма, млрд ₽ | Статья | Сумма, млрд ₽ |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | 5 979,3 | Социальная политика | 5 004,1 |
Вывозные таможенные пошлины | 1 726,1 | Национальная оборона | 3 087 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку | – 329,1 | Национальная экономика | 2 658,4 |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) | 95,9 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 430,4 |
НДС | 7 492,4 | Общегосударственные вопросы | 1 557,4 |
Налог на прибыль организаций | 1 210,3 | Здравоохранение | 1 027,9 |
Акцизы | 1 085,7 | Межбюджетные трансферты общего характера | 1 010,2 |
Ввозные таможенные пошлины | 656,3 | Образование | 912,5 |
Прочие | 2 462,4 | Обслуживание государственного и муниципального долга | 897 |
Охрана окружающей среды | 343,8 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 260,8 | ||
Культура, кинематография | 144,4 | ||
Средства массовой информации | 94,8 | ||
Физическая культура и спорт | 74,7 |
На первый взгляд видно, что больше всего денег уходит на социальную политику – 5 004,1 млрд ₽. Но совокупные расходы на оборону и безопасность составляют 5 517,4 млрд ₽. Несмотря на то, что рост расходов на здравоохранение был заложен в 50 %, эта статья заняла скромное 6-е место с затратами в 5 раз меньше, чем на оборонку.
Удивительное дело с ЖКХ. Расходы на него уменьшили на 17,7 %. Видимо, мы полностью ликвидировали изношенность коммуникаций и прочей жилищно-коммунальной инфраструктуры. Только трубы напротив моего дома регулярно говорят об обратном.
Как выполнили план
Мы рассмотрели план расходов на 2020 г. Есть и отчет о его выполнении по ссылке. Первоначально планировали потратить 19 503,3 млрд ₽. Но по итогам 2020 г. затраты выросли на 4 339,2 млрд ₽. Правда, освоить получилось на 4,3 % меньше.
Наибольшую долю в объеме расходов составили межбюджетные трансферты (39 %), закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (18 %) и расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов власти и казенных учреждений (14 %).
Выделены деньги на реализацию 43 государственных программ, которые объединили в 5 направлений:
- Новое качество жизни.
- Инновационное развитие и модернизация экономики.
- Обеспечение национальной безопасности.
- Сбалансированное региональное развитие.
- Эффективное государство.
Доходы и расходы бюджета в 2021 г.
2021 год в самом разгаре. Давайте посмотрим, на что пойдут деньги в этом году, в том числе собранные в виде налогов с граждан и бизнеса. Воспользуемся инфографикой от Минфина.
Сколько планируем получить
Обратите внимание, что мы делим все доходы на 2 категории:
- нефтегазовые,
- ненефтегазовые.
Государство стремится к снижению доли первых, но пока на ближайшие 3 года заложено увеличение. В прошлом году Минфин делал график снижения зависимости нашего бюджета от нефтегазовых доходов с 2018 г. В этом году такого графика нет.
Доходы | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
Нефтегазовые | 28,7 % | 31,9 % | 33,4 % | 33,6 % |
Ненефтегазовые | 71,3 % | 68,1 % | 66,6 % | 66,4 % |
В 2021 г. запланировали получить:
- НДС – 7 582,8 млрд ₽ (+10,8 % по сравнению с 2020 г.)
- НДПИ – 4 212,8 млрд ₽ (+10,2 %).
- Вывозные таможенные пошлины – 1 246,1 млрд ₽ (+15,8 %).
- Налог на прибыль организаций – 1 197,8 млрд ₽ (+21,3 %).
- Акцизы – 1 057,2 млрд ₽ (+5,8 %).
- Ввозные таможенные пошлины – 701,1 млрд ₽ (+19,9 %).
- НДД – 636,7 млрд ₽ (+339,7 %).
- НДФЛ – 60 млрд ₽.
- Прочие – 2 179 млрд ₽ (-32,4 %).
Появилась новая статья доходов – НДФЛ в части налога на доходы от депозитов и дополнительных поступлений за счет повышения ставки с 13 до 15 % на доходы свыше 5 млн ₽.
Куда потратим деньги
Планируем потратить:
- Социальная политика – 5 692,9 млрд ₽ (-17,7 % по сравнению с 2020 г.)
- Национальная экономика – 3 328,3 млрд ₽ (-6,1 % %).
- Национальная оборона – 3 113,2 млрд ₽ (-5,9 %).
- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2 456,7 млрд ₽ (+4,4 %).
- Общегосударственные вопросы – 1 582,6 млрд ₽ (-18,5 %).
- Обслуживание государственного и муниципального долга – 1 230,9 млрд ₽ (+42 %).
- Здравоохранение – 1 129,4 млрд ₽ (-16,6 %).
- Образование – 1 082,7 млрд ₽ (+7,8 %).
- Межбюджетные трансферты общего характера – 969,2 млрд ₽ (-30,3 %).
- Охрана окружающей среды – 335,7 млрд ₽ (+11,5 %).
- Жилищно-коммунальное хозяйство – 322,2 млрд ₽ (-26,2 %).
- Культура, кинематография – 135,1 млрд ₽ (-7,5 %).
- Средства массовой информации – 102,8 млрд ₽ (-8 %).
- Физическая культура и спорт – 65,3 млрд ₽ (-20 %).
По сравнению с 2020 г. мы сократили расходы на социальную политику, здравоохранение, ЖКХ, национальную экономику, оборону и некоторые другие статьи, которые и так были в конце списка. Сильно нарастили затраты на обслуживание долга и охрану окружающей среды, незначительно – на образование.
Год еще не окончен, поэтому фактических результатов исполнения бюджета пока нет. Но картина не радует. Я почти нигде не вижу увеличения расходов, кроме национальной безопасности, охраны окружающей среды и образования. Это печально.
Заключение
Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет. Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней. Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.
Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?
С уважением, Чистякова Юлия
Если Вы кандидат экономических наук не можете разобраться куда деваются каждый год наши деньги то нам смертным плательщикам и подавно это не дадут . Но всё таки за прошедшие годы можно было увидеть что плитку в парках поменяли уже третий раз , ДК капитально ремонтируют уже четвёртый раз . Страна в кризис готова за бешеные деньги поменять памятники и повысить зарплату депутатам . Вот тема хорошей диссертации деньги есть и они выделяются не один год а народ живёт всё хуже и хуже .
Ткни пальцем в небо, попадешь на «экономиста» рыночника, даже наш президент кандидат экономических наук рыночник. Но составить баланс интересов производителя и потребителя (смежную отрасль и покупателя-населения), так , чтобы и производитель работал с прибылью с смежная отрасль имела прибыль, и население цены не раздевали.
Да сбалансировать работающие в РФ отрасли не кому, каждая работает на себя, но не на экономику страны в целом. Почему???
Автор: любое предприятие ведет учет своих расходов и доходов т.е. работает производственная экономика, где главное для экономиста производственника себестоимость( затраты ее составляющие) и доход от ее реализации. И здесь все зависит от отдела сбыта, здесь работают рыночные инструменты, продукт превращается в товар. От работы этих двух экономик ( производственной и рыночной) зависит успешность предприятия. Почему то наша экономическая наука отвергла производственную часть, и использует только рыночную часть. Этому следуют властные структуры, ее институты развития ( в кол-ве 16шт.) Образовательные институты готовят только экономистов рыночников. Я не экономист, я производственник, у меня низкая себестоимость, например из за низких з/пл рабочих, у меня реализуется весь продукт, предприятие получает прибыль. Человеку всегда мало. И договариваясь с промышленным предприятием, выпускающим аналогическую продукцию, мы создаем небольшой дефицит товара на рыке, цены поднимутся, наши предприятия получат большую прибыль, таким образом мы будем командовать ценами на внутреннем рынке. Мы будем монополистами внутреннего рынка, излишки будем реализовывать на внешнем рынке. Вот здесь и нужно гос. планирование, чтобы производственник знал потребность внутреннего рынка и цен за продукцию удовлетворяющих и производителя и потребителя, чтобы они не прыгали по моему желанию.