Приветствую вас, друзья!
Являетесь ли вы экспертом в какой-либо области деятельности? Если да, то у вас есть возможность зарабатывать в интернете с помощью профессионального опыта. Имея необходимые знания и навыки, можно передавать их другим и получать за это деньги.
При этом неважно, в какой именно сфере вы являетесь специалистом. Можно быть первоклассным кондитером или психологом, юристом или астрологом, фитнес-тренером или косметологом. Спрос есть по каждому направлению.
И сегодня я расскажу, как зарабатывать на консультациях, с чего начать, где и как искать клиентов, на каких площадках продвигаться и сколько можно получать за услуги.
Содержание
Кто такие консультанты и в каких отраслях они нужны
Консультант – это специалист в какой-либо отрасли, который обладает достаточными профессиональными знаниями, чтобы давать рекомендации и отвечать на вопросы клиентов. Он должен уметь делиться своим опытом и накопленной информацией, а также быть способным продавать свои услуги и налаживать контакты с клиентами.
Сейчас развивается онлайн-консультирование. И даже живя в небольшом городе, человек сможет найти эксперта в любой области деятельности и связаться с ним.
Нельзя перечислить все сферы, в которых востребованы консультанты, так как практически в каждой области нужны свои эксперты. Раз есть отрасль, значит, рано или поздно у человека могут возникнуть вопросы, с ней связанные. А значит, нужны специалисты, обладающие полезными и ценными сведениями.
Здесь я перечислю лишь наиболее востребованные сферы деятельности:
- Бухгалтерия и налоговые вопросы.
- Юриспруденция.
- Бизнес и предпринимательство.
- Медицина.
- Психология.
- IT-сфера.
- Управление персоналом и рекрутинг.
- Маркетинг.
- Здоровое питание и фитнес.
- Инвестирование.
- Образование.
- Косметология.
- Имиджмейкинг.
- Визаж.
- Астрология.
Именно эти области деятельности чаще всего нуждаются в онлайн-консультантах. Однако это далеко не полный перечень.
Чаще всего онлайн-консультации проводят частные специалисты, работающие самостоятельно. Однако они еще могут быть сотрудниками консалтинговых компаний – организаций, специализирующихся на предоставлении консультаций. Клиентами также могут быть как частные лица, так и целые компании.
Форматы консультаций
Формат, в котором можно проводить онлайн-консультации, зависит от личных предпочтений и возможностей, а также от сферы деятельности. Предлагаю рассмотреть наиболее популярные.
- Вебинар
Это во многом выгодный и удобный формат. Так можно консультировать сразу нескольких клиентов, а значит, получать больший доход за короткие сроки.
После онлайн-встреч консультант может выкладывать записи вебинаров и дополнительно зарабатывать с последующих просмотров видеороликов.
Нередко специалисты проводят сначала бесплатные вебинары, заманивая клиентов, а позже предлагают платные сеансы, на которых обещают дать больше полезной информации. Сразу сделать платный доступ могут только те консультанты, которые уже подтвердили свою экспертность и являются более-менее известными.
- Индивидуальная консультация
Это более дорогой для клиентов вариант. Индивидуальные онлайн-встречи в основном проводятся, когда человеку нужно обсудить со специалистом личные проблемы, которые он бы не хотел освещать на публике. В качестве примера на ум сразу приходят консультации психолога.
В этом случае эксперт должен не просто дать информацию или рекомендацию, но еще и внимательно выслушать клиента, погрузиться в его проблему, помочь найти решение.
Проводятся подобные встречи в Skype, по Zoom или в мессенджерах с функцией видеозвонка. Некоторые проводят онлайн-консультации по телефону, но такой формат встречается нечасто. Длительность сеанса в большинстве случаев не превышает одного часа.
- Видеоконсультации
Если у специалиста нет возможности проводить онлайн-встречи, если клиент отказывается связываться по видеозвонку, то тогда приходится искать другие варианты.
Ситуации могут быть разными. Например, клиент обратился к консультанту, поделился своей проблемой, а эксперт позже записывает видеоролик с разбором этой проблемы.
Другой вариант, если специалист заранее сделал видеозапись, где он освещает какой-либо популярный вопрос, который волнует многих пользователей, а затем продает ролик конкретному человеку или широкому кругу лиц. Однако подобный способ не совсем попадает под рамки онлайн-консультации, поэтому нечасто используется.
- Текстовый формат
В основном такой способ применяется на различных тематических площадках. Пользователь задает вопрос, а первый увидевший сообщение консультант на него отвечает.
Если клиента удовлетворил ответ, он может оплатить дальнейшее индивидуальное общение, чтобы эксперт подробнее узнал о проблеме и дал более развернутую консультацию.
Необходимые hard и soft skills
Прежде всего консультант должен обладать глубокими знаниями в той сфере деятельности, в которой он планирует проводить онлайн-встречи с клиентами. Без этого ключевого фактора невозможно начать зарабатывать.
Другим важнейшим умением является грамотная устная и письменная речь. Отсутствие этого навыка может отпугнуть потенциальных клиентов. Плюс консультанты зарабатывают тем, что доносят информацию. И если они этого сделать не могут, то ни о каком консультировании не может идти и речи.
У экспертов обязательно должны быть знания и умения, касающиеся процесса консультирования. Это значит, что им необходимо уметь проводить диагностику, анализировать чужие проблемы, находить решения, подходящие под различные ситуации, вырабатывать рекомендации и внедрять их, работать с трудными клиентами и т. д.
Сюда же можно отнести навыки взаимодействия с людьми. Хороший консультант умеет слушать и слышать, владеет техниками постановки вопросов, знает, как проводить групповые онлайн-встречи, и понимает, как устанавливать долгосрочные отношения с клиентами.
Специалист должен уметь подстраиваться под любые ситуации, быстро находить решения проблем и быть стрессоустойчивым.
Не помешают базовые навыки работы с компьютером и компьютерными программами, чтобы онлайн-встречи проходили без затруднений.
Заработок на консультациях
Современный мир предоставляет множество инструментов, которые помогут экспертам начать свою карьеру. Сегодня намного проще стать консультантом, чем 15–20 лет назад. Нет привязанности к определенному месту, круг потенциальных клиентов широк, да и факт того, что оказываешь реальную помощь другим людям, дает дополнительный стимул двигаться дальше.
А теперь поговорим о том, что конкретно нужно сделать, чтобы начать зарабатывать с помощью онлайн-консультаций. Я предлагаю вам рассмотреть небольшую инструкцию, которая предназначена для новичков.
С чего начать
Не стоит забегать наперед и сразу же выкладывать объявление о предоставлении услуг. Для начала нужно провести анализ рынка и определить свою нишу. С этим обычно проблем не возникает, так как к этому времени у вас уже должны иметься подходящие профессиональные навыки и знания. И желательно, чтобы они были подкреплены соответствующим документом.
А затем стоит подумать, достаточно ли у вас практического опыта. Помогали ли вы уже другим людям? Например, вы разрешили конфликт в семье друзей, давали рекомендации по тренировкам, благодаря которым знакомый смог нарастить мышечную массу, проконсультировали сестру по поводу тенденций моды и стиля и т. п.
Выпишите все свои достижения. Если у вас получилось помочь хотя бы 5–7 людям, значит, то же самое вы сможете сделать для массового пользователя. А если подобного опыта у вас нет, сначала попробуйте предложить свои услуги знакомым, а после уже переходите на настоящих клиентов.
Следующий пункт – конкретизация предложения. Кому оно будет адресовано? Какие “боли” беспокоят ваших потенциальных клиентов? Какой конечный результат они захотят увидеть? Насколько быстро получится достигнуть цели?
Ответы на эти вопросы помогут еще и установить оптимальную стоимость услуг.
Где искать клиентов
Следующий важный шаг – поиск клиентов. У новичков есть несколько вариантов, как это сделать.
Первый – удаленная работа в крупных консалтинговых агентствах. Организации сами будут искать клиентов, а затем распределять их по консультантам. Сотрудники могут или самостоятельно вести проект, или в команде.
Существенный плюс консалтинговых агентств – стабильность. Работа будет всегда, трудоустройство официальное, а зарплата постоянная. Но есть и минус: подобные компании берут на работу только опытных специалистов.
Второй вариант – самостоятельный поиск клиентов. Для этого можно использовать такие площадки, как Авито или социальные сети. Или можно пойти на специализированные платформы, предназначенные для поиска консультантов:
- LiveExpert
- Правовед
- СпросиВрача
- Спроси Профи
- ChatExpert
- Astro7 и др.
На этих веб-ресурсах можно найти любых специалистов – от врачей, юристов и учителей до строителей, актеров и эзотериков.
Чаще всего на таких сервисах первое время нужно работать на рейтинг. Сначала эксперт создает себе имя, бесплатно консультируя пользователей, а после уже может брать деньги за помощь, ответы на вопросы и рекомендации.
И третий вариант – выбрать фриланс и работать на биржах. На них можно самому размещать объявления о предоставлении услуг или самостоятельно искать заказы. На биржах пользователи также могут совмещать консультации с выполнением небольших заданий. Например, ИТ-специалисты одновременно могут давать советы заказчикам, а также помогать им практически.
Рекомендую зарегистрироваться на таких фриланс-биржах, как Kwork, FL, Freelance.
Как продвигать и рекламировать свои услуги
Специалистам, которые хотят иметь постоянный поток клиентов и получать высокий заработок, необходимо активно рекламировать свои услуги. Конечно, если эксперт зарегистрируется на перечисленных выше специализированных платформах, то он уже начнет заявлять о себе, сначала бесплатно давая ответы на вопросы, а затем уже за деньги.
Однако этого может оказаться недостаточно. Лучше всего создать собственную площадку. Ей может быть аккаунт или сообщество в социальных сетях, канал в мессенджерах или видеохостингах, блог на Яндекс Дзене или свой сайт.
Какой бы ни была площадка, на ней нужно указать подробную информацию о себе, заявить об экспертности и подтвердить ее, например, разместив фотографии дипломов, а также периодически выкладывать посты, видеоролики или статьи с полезной и уникальной информацией.
Также можно иногда устраивать бесплатные онлайн-встречи в виде вебинаров или стримов. И в режиме реального времени общаться с потенциальными клиентами, отвечая на их вопросы. Не нужно долго задерживаться на одном человеке, кратко дайте ответ, а за полной консультацией предложите обратиться в индивидуальном порядке.
Посетители будут видеть, что у вас высокий уровень знаний по теме, и начнут обращаться за платными консультациями.
Как проводить консультацию
Переходим к самому главному. Рассмотрим, как проходит процесс консультирования.
Начинающие специалисты могут растеряться в начале пути, поэтому я предлагаю рассмотреть небольшой алгоритм действий, который не даст запутаться:
- Перед встречей нужно кратко расспросить клиента о сути и причине его обращения. Получив тему беседы, необходимо хорошо к ней подготовиться. Можно попытаться сделать прогноз и предугадать, какие вопросы возникнут у клиента в ходе встречи.
- В начале беседы снова нужно спросить у клиента о его проблеме, но в этот раз следует углубиться в тему, задавая уточняющие вопросы.
- Далее надо подробно обсудить желания клиента и результаты, которых он хочет достичь, определиться с объемом работы. Также нужно согласовать стоимость услуг, если этого не сделали ранее.
- В процессе основного диалога нужно предложить клиенту пути решения его проблемы, попутно отвечая на возникающие вопросы. Если есть неуверенность по поводу какой-либо темы, необходимо спокойно сообщить об этом клиенту. Важно объяснить ему, что для максимально эффективного решения проблемы надо изучить информацию, прочитать дополнительную литературу и т. д.
- Ближе к концу встречи надо убедиться, что вся предоставленная информация дошла до клиента и была им усвоена. Если же у него остались вопросы, на них надо ответить.
- По возможности можно немного продлить консультацию. Достаточно 5–10 минут. Необходимо всегда стараться предоставить больше информации и времени, чтобы клиент остался полностью доволен и в следующий раз снова обратился к вам.
Разумеется, план общий и приблизительный. Он нужен, чтобы новички не растерялись во время первой консультации. Нужно помнить, что каждый человек и его проблемы индивидуальны. И если что-то пойдет не так, как запланировано, в этом нет ничего страшного.
Надо учиться приспосабливаться под разные ситуации. Все приходит с опытом, поэтому не стоит переживать, если в первый раз что-то вышло коряво.
Также хочу отметить, что работать, возможно, придется почти круглосуточно. Если имеются клиенты, живущие в разных часовых поясах, то иногда придется подстраиваться и проводить встречу, когда будет удобно им. А это может быть в ваше ночное время, когда у клиентов день.
Это что касается индивидуальных консультаций. Что же до групповых, то чаще всего выбирается конкретная тема (самостоятельно или путем голосования постоянной аудитории), а затем о ней ведется речь на онлайн-встречах. В этом случае подготовиться к консультации проще.
В чате клиенты могут задавать вопросы, на которые обязательно нужно отвечать во время беседы. Тут уже придется подстраиваться и быстро искать решения проблем.
Размер возможного дохода
Точных сумм я вам сказать не смогу. Заработок онлайн-консультантов сильно варьируется в зависимости от их опыта, тематики и сферы, раскрученности имени эксперта, количества клиентов, стоимости услуги, формата консультации и конкуренции.
Первое время доход, скорее всего, будет весьма скромным. Онлайн-консультации на первых порах стоит рассматривать лишь как дополнительный заработок. Но начинать нужно с малого.
А со временем прибыль будет расти. Онлайн-консультанты реально могут получать по несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей в месяц.
Я сама обращалась к эксперту, у которого было по 15 клиентов в неделю минимум. А ценник у него находился на уровне 1 500 рублей. А ведь он еще далеко не самый популярный консультант.
Но выйти на такой доход будет нелегко. Надо постоянно совершенствоваться, доказывать уровень своих знаний, периодически проводить бесплатные онлайн-встречи, вести свой блог и другими способами поддерживать репутацию.
Заключение
Онлайн-консультирование можно назвать относительно новым способом заработка. Однако он уже широко распространен, ведь людям гораздо удобнее получать ответы на свои вопросы с помощью онлайн-встреч. А специалисты имеют возможность хорошо зарабатывать благодаря знаниям и накопленному опыту.
Но стоит помнить, что в этой сфере огромную роль играет репутация и известность. Чем популярнее эксперт, тем больше он сможет заработать. Поэтому не обойтись без собственного сайта, канала, аккаунта или сообщества, где специалист будет общаться с потенциальными клиентами, показывать свои знания и навыки.
Также вам могут быть интересны другие статьи на блоге iklife.ru, например:
Всего доброго и удачи!