Здравствуйте, друзья!
Вы знали, что в русском языке содержится около полумиллиона слов? Такое разнообразие, а мы в повседневной жизни используем менее 1 % от этого числа. Но запомнить правильное написание даже 5 000 слов – уже проблема для большинства людей.
В современном мире обязательно нужно быть грамотным человеком. С помощью этого качества можно выстроить доверительные отношения с собеседниками, поддерживать свой имидж, устроиться на хорошую работу и т. д. Умение правильно писать и разговаривать нужно практически во всех сферах жизни.
Поэтому сегодня мы поговорим, как повысить грамотность по русскому языку детям и взрослым. Если вы решитесь следовать рекомендациям, описанным ниже, то помните, что ваш путь будет длинным. Это не одна-две недели, а намного дольше. Готовы к путешествию? Тогда начнем.
Содержание
Причины безграмотности
Под грамотностью понимается высокий уровень владения родным языком, т. е. человек должен уметь выражаться устно и письменно без грамматических, орфографических, стилистических, речевых, орфоэпических и других видов ошибок. Повышая грамотность, человек расширяет границы собственных возможностей.
Однако принято считать, что в последнее время всеобщая грамотность падает. Почему в век, когда у человека под рукой есть все средства для улучшения навыков, он деградирует?
Над этим вопросом ломали головы филологи, лингвисты, социологи и другие ученые. В результате были сделаны выводы о возможных причинах безграмотности. Разберем их.
- Последствия реформы
Первая причина, которая стала “почвой” для распространения безграмотности среди современных людей, дала ростки еще в 1918 году. В это время была проведена реформа, в результате которой из русского языка исчезли некоторые буквы, а также поменялась часть правил.
Народу, привыкшему к определенным нормам, было сложно перестроиться. Их не брали на работу, не выдавали дипломы и другими способами наказывали за ошибки. А ведь совсем недавно “правильное” было “неправильным”.
У реформы была благородная цель – облегчить населению путь к грамотности. Однако люди решили, что писать и разговаривать правильно – занятие неважное и даже ненужное. С этой мыслью население России вступило в новый век.
- Отсутствие желания читать
Не зря нам с детства говорят о том, как важно читать книги. Но сплошь и рядом люди, которые этого не делают. Самое страшное, что данный факт касается не только детей и подростков, но и взрослых. Более того, некоторые личности, в том числе и публичные, с гордостью заявляют, что в своей жизни прочитали не больше 5 книг.
Также могут подрывать авторитет книг и родители. Они заставляют своих детей читать через силу, тогда как их самих с книгой в руках не увидишь, а ведь воспитывать нужно своим примером. Вот так и получается, что поколение за поколением привычка читать вырождается.
Распространена и другая ситуация. Люди выбирают не книги, а литературную макулатуру. Это произведения, в которых точно не найдешь грамотно написанной речи.
- Интернет-общение
Посмотрите на свои сообщения в социальных сетях. Насколько правильно вы пишете? Используете ли сокращения и сленг, например, “щас”, “кринж”, “жиза”, “лол”, “спс”, “лс” и другие? Не коверкаете ли специально слова, потому что так якобы прикольнее?
Ставите ли все запятые или считаете, что это пустая трата времени? Уверены ли, что если, не дай бог, в конце предложения точку поставить, то собеседник точно решит, что разговор стал чересчур серьезным?
Все эти ошибки постепенно переносятся из личных сообщений в официальную речь.
- Ухудшение уровня подготовки в школах и вузах
Педагоги в большинстве своем не пытаются привить ученикам и студентам любовь к русскому языку. Все сводится к автоматическому написанию, зазубриванию правил без понимания их смысла и нежеланию детей и подростков осваивать основы грамматики, пунктуации, орфоэпии и пр.
Педагоги, как это ни печально, могут быть не самыми грамотными людьми. Их скрытый недостаток знаний выливается в большую проблему для молодого поколения.
Способы повышения грамотности
Каждый из перечисленных ниже методов по-своему эффективен и интересен. Можно их внедрять по отдельности или комплексно, все зависит от ваших целей. Поэтому сначала определитесь, какой именно пробел вам нужно заполнить. Эти советы подойдут и взрослым, и детям.
У вас “хромает” пунктуация? Или вы никак не можете запомнить, как произносятся “тОрты” или “тортЫ”, “звОнит” или “звонИт” и прочие коварные слова? А может, вы не знаете, когда нужно писать “ться”, а когда “тся”?
Какой бы ни была ваша проблема, ее нужно обязательно выявить, чтобы знать, что именно подтянуть: орфографию, пунктуацию, стилистику или что-то другое.
Чтение книг
Это первый и один из самых эффективных способов повышения уровня грамотности. Чтение развивает зрительную и слуховую память, а также помогает:
- запоминать, как пишутся слова и выражения;
- правильно строить предложения;
- “чувствовать” стилистику;
- пополнять словарный запас;
- расширять кругозор;
- видеть сочетаемость слов;
- развивать красноречие;
- повышать эрудированность;
- запоминать, как и где нужно расставлять знаки препинания и многое другое.
Но не пойдет читать лишь бы что-нибудь. Журналы, новостная лента, посты в социальных сетях или записи на форумах никак вам не помогут. Для развития речи, как устной, так и письменной, я рекомендую читать классическую литературу.
Вспомните школьные годы: Лермонтова, Толстого, Пушкина, Чехова, Достоевского, Булгакова – все это примеры авторов, произведения которых обогатят вашу речь. А если вам больше по душе зарубежная классика, то почитайте Дюма, Ремарка, Остин, Гюго и пр.
Выбирайте, какой жанр вам по вкусу: любите фэнтези – берите произведения Толкиена, жаждите приключений – почитайте “Графа Монте-Кристо” или “Робинзона Крузо”, не можете жить без романтики и драмы – возьмите “Грозу” или “Гранатовый браслет”, нравятся произведения в стихах – наслаждайтесь “Евгением Онегиным” или “Горем от ума”.
Я, например, очень люблю детективы и с удовольствием читаю работы Артура Конан Дойла.
Можно, конечно, читать и современников, но их произведения нужно тщательно выбирать, чтобы процесс был не только интересным, но и полезным.
Также советую обратить внимание на профессиональную литературу. Она поможет обогатить речь специализированными терминами и расширить кругозор. Можно читать доклады, рефераты, диссертации и другие научные работы.
Кроме того, есть книги, вышедшие из-под пера людей, которые профессионально занимаются редактурой, корректурой и писательством. В пример могу привести “50 приемов письма” Р. Кларка, “Как писать хорошо” У. Зинсера, “Слово живое и мертвое” Н. Галь, “Как писать книги” С. Кинга, “Дзен в искусстве написания книг” Р. Брэдбери.
Выбирая книги, учитывайте ваш возраст или возраст вашего ребенка. Для малышей лучше читать что-то попроще, чтобы они понимали смысл прочитанного. Также полезно расспрашивать детей о том, кто был главным героем, где он жил, с кем дружил, как закончилась книга, что хотел сказать автор и т. д. Ответы должны быть полными и логичными, не односложными.
Помимо того, что именно читать, важно разобраться, как это делать. Если вы хотите повысить свою грамотность, то читайте вслух. Можно и шепотом, но только не про себя. Чтение вслух развивает слуховую память, помогает эффективнее запоминать написание слов, улучшает дикцию, расширяет словарный запас и даже позволяет перенять некоторые особенности стиля автора.
Можно использовать специальную технику чтения. Это так называемое орфографическое или побуквенное чтение, суть которого заключается в произношении слов так, как написано в тексте, а не как мы привыкли их говорить.
При чтении вслух обязательно нужно соблюдать интонацию и делать нужные паузы, которые соответствуют знакам препинания. Также важно правильно расставлять ударения. Если не знаете, как именно произносится то или иное слово, посмотрите в интернете или в словаре.
Ежедневное чтение даст результаты уже через пару недель, а через месяц вы заметите значительный прогресс. Достаточно уделять книгам 20 минут в день.
Кстати, у нас на блоге много подборок книг по разным направлениям. Например, лучшие книги по отношениям, по ораторскому искусству и риторике, по мотивации, по скорочтению, для развития речи и дикции и пр. Есть подборки по теме саморазвития и по профессиональным направлениям. Не ленитесь! Заходите, выбирайте и читайте!
Прослушивание аудиокниг
Не только обычные, но и аудиокниги могут способствовать улучшению грамотности и слуховой памяти. При их прослушивании человек запоминает, как произносятся слова и куда надо поставить ударения, перенимает логику и ритм изложения, обращает внимание на паузы, которые делает диктор.
Несмотря на то, что слушатель не видит текста, он все равно может на слух определять, где поставить запятые и другие знаки препинания. Как я уже писала, пунктуация тесно связана с расстановкой пауз при чтении текста. Да, это научит ставить знаки препинания интуитивно, но после можно дополнить умение знанием правил, чтобы понимать, почему там должны стоять запятые, тире и пр.
При этом желательно слушать не любительские записи, а профессиональные, чтобы речь была “живой” и правильной.
К этому пункту я могу отнести и записывание своей речи на диктофон. Слушая собственный голос, вы сможете понять, какие ошибки были допущены при произношении.
Аудиокниги удобнее слушать через приложения. На блоге мы сделали подборку лучших платных и бесплатных сервисов.
Выполнение практических заданий
На практике человек всегда учится быстрее и качественнее. Под практическими заданиями я подразумеваю прохождение тестов по русскому языку, выписывание сложных для запоминания слов, написание диктантов и собственных сочинений, переписывание текстов, а также их последующую проверку и исправление ошибок.
Как и в случае чтения, написанию текстов достаточно уделять минут 20 в день. Возьмите художественное произведение или найдите в интернете специальные тексты для диктантов. Их можно переписывать или попросить кого-нибудь вам надиктовывать предложения. Также существуют специальные видео, где слушателям помогает диктор.
Кроме переписывания и диктантов, можно еще самостоятельно сочинять тексты. Напишите, как прошел день, о чем был просмотренный вечером фильм, как вы видите свою жизнь через 10 лет. Подойдет все что угодно. Можно даже вести дневник. Это тоже помогает.
Писать лучше ручкой, чтобы развивалась не только звуковая и зрительная память, но и механическая. Чем больше слов вы напишете, тем быстрее вам “въестся” в голову правильное написание. Так процесс дойдет до автоматизма.
Советую попробовать каллиграфическое письмо. Это неспешное написание текста, при котором необходимо уделять внимание каждой букве, чтобы красиво и аккуратно их выводить. Такой подход поможет не только запомнить правильное написание слов, но еще и развить сосредоточенность.
Во время занятий проговаривайте вслух все слова, которые появляются на бумаге, а также правильно расставляйте паузы в тех местах, где стоят знаки препинания. Когда текст будет написан, прочитайте его еще раз, а лучше выделите из него отдельные слова, которые вызвали затруднения.
После этого важно найти и исправить все ошибки. Определите, почему вы их допустили, есть ли закономерности, к каким правилам относятся ошибки.
Кроме того, полезно сделать специальный словарик, как в школе. Поделите лист на две части, на первой напишите трудное для запоминания слово и его лексическое значение, а на второй – примеры применения в предложениях.
Все слова выписать и выучить невозможно. Но чтобы быть грамотным человеком, достаточно запомнить и научиться правильно писать те выражения, слова и конструкции, которые вы постоянно используете в речи.
Использование онлайн-ресурсов
В интернете не одна сотня площадок, где вы сможете найти полезную информацию и инструменты для повышения грамотности. Это словари, тексты и видео для написания диктантов, сервисы по проверке орфографических и других видов ошибок, материалы с правилами по русскому языку и т. д.
Могу предложить вам ознакомиться со следующими полезными интернет-ресурсами:
- Академик и Грамота.ру – словари, в которых имеются лексические значения слов, пояснения, правила, примеры использования и многое другое.
- Sinonim.org – хорошая платформа, на которой можно подобрать синонимы, антонимы и ассоциации, узнать лексические значения и увидеть примеры употребления слов.
- Therules.ru – сборник правил по русскому языку.
- ПишуГрамотно.ру – интересный сервис, на котором можно пройти тесты, узнать правила, задать вопросы экспертам о написании слов или выражений, поиграть в полезные развивающие игры и т. д.
- RusTXT, Text.ru, Текстовод, Орфограммка – онлайн-инструменты, с помощью которых можно проверить тексты на различного рода ошибки.
- Решу ЕГЭ – хороший онлайн-ресурс, на котором размещены примеры заданий ЕГЭ. Перейдите в раздел русского языка, выберите вариант и начните выполнять задания.
- Образование на русском и TextoLogia.ru – онлайн-платформы, на которых есть статьи, правила и учебники по грамматике, пунктуации и другим разделам языкознания.
- Викиум – интернет-ресурс, на котором собраны различные тренажеры для мозга, в том числе для развития грамотности.
И это далеко не все полезные платформы. Если хотите посоветовать другим пользователям интересные сервисы, то напишите о них в комментариях.
Когда у вас появляются сомнения в слове, загляните в онлайн-словарь, после написания текстов воспользуйтесь сервисами для проверки, в свободное время можете позаниматься на тренажерах или пройти тест. Все вышеописанные онлайн-ресурсы для этого и предназначены.
Запоминание правил
Перед тем как приступить к изучению правил, сначала надо научиться определять члены предложения, части речи и морфемы слов. Когда вы с легкостью сможете сказать, где находится суффикс и где приставка, находить сказуемое и дополнение, а также без труда различать причастие и деепричастие, тогда учить правила станет намного легче.
И нет, зазубривать их не нужно, ведь есть способ намного более эффективный. Правила нужно внимательно прочитать и понять их суть. При этом не должна на фоне играть музыка или шуметь телевизор. Только тишина и полная сосредоточенность.
Дальше переходите к примерам, где наглядно видно использование правил, если есть схемы, изучите и их. И останется только на практике закрепить полученные знания.
Ни в коем случае не избегайте практики. Ведь важно не только знать правила, но и уметь их применять. Можно самостоятельно придумать слова и предложения, связанные с изученными правилами. Полезным будет выполнение упражнений и тестирований.
Эффективнее всего учить одно правило в день, можно и через день, если правила сложные. Например, уделите 10–15 минут правилу написания суффиксов -ек- и -ик- в существительных. Выучите, попрактикуйтесь, а на следующий день все заново повторите. Послезавтра уже можно переходить к новому правилу.
Использование игрового метода
Дети проще всего запоминают правила или конкретные сложные слова с помощью смеха, игр или ассоциаций. Кстати, этот способ подходит не только малышам, но и взрослым.
Думаю, вы знаете такую игру под названием “Виселица”. Ведущий загадывает слово, после чего пишет его первую и последнюю букву. Остальные буквы заменяются черточками.
Игроки называют буквы. Если они их отгадали, то ведущий пишет их вместо черточек. Если же предположения были неправильными, то рисует части виселицы. Что произойдет раньше: игроки угадают слово или ведущий нарисует виселицу?
Или, например, игра, для которой нужен словарь. Один человек выбирает любое слово, зачитывает его определение, а другие игроки должны угадать, что было загадано.
И таких игр еще очень много: “Балда”, “Эрудит”, “Телеграмма”, “Словастика”, “Из мухи в слона” и многие другие. Для развития грамотности также используйте кроссворды, словесные головоломки, шифры, анаграммы, сканворды, шарады, ребусы и т. п.
Детям будет интересно выписывать сложные слова, а после те буквы, в которых они часто делают ошибки, и как-то их выделять: раскрашивать, пририсовывать глаза, руки и ноги или использовать другой похожий метод.
Работа со словарями
Про словари я уже упоминала не раз. При любых затруднениях, например, вы не знаете, как пишется слово, что оно означает или как произносится, заглядывайте в словарь. Пользоваться этими источниками информации нужно систематически. Со временем вы будете пользоваться словарями все реже.
Лучшими работами являются книги Д. Ушакова, Д. Розенталя, М. Климовой, В. Руднева, М. Штудинера и др.
Даже человек, считающий себя достаточно грамотным, иногда может ошибаться или не знать написание того или иного слова, особенно если оно относится к определенной сфере деятельности или просто очень длинное и сложное. Например, “диспропорциональность”, “окказионализм” или “ротмистрство” не каждый сможет правильно написать с первого раза.
Запоминать все сложные слова не нужно. Если вы не используете в повседневности термин “фиброэзофагогастродуоденоскопия”, то и мучиться, чтобы заучить его правильное написание, постановку ударения и лексическое значение, не имеет смысла. Вместо этого выпишите слова, которые постоянно используете и часто делаете ошибки, и сосредоточьтесь на них.
Как я уже писала, можно создать собственный словарь и периодически его пополнять.
Предлагаю вам готовую программу занятий для увеличения словарного запаса.
Подписка на образовательные каналы и сообщества
Листать ленту в социальных сетях может быть не только интересно, но и полезно. Вы, возможно, удивитесь, но сторонников повышения грамотности населения не так уж и мало. Это могут быть редакторы, писатели, копирайтеры, преподаватели и просто пользователи, которые любят русский язык.
Материалы об орфографии, пунктуации, лексике, орфоэпии, синтаксисе можете найти на следующих Телеграм-каналах:
- Учитель русского;
- Грамотность на “Меле”;
- Смысловые галлюцинации;
- Умный брокколь;
- Инициал и др.
Поискать подходящие паблики можно и в других социальных сетях.
Установка приложения “Слово дня”
Слово дня (Google Play / App Store) – нехитрое, но полезное приложение, которое помогает обогатить словарный запас. Суть его очень проста и выражена в названии: ежедневно приложение будет показывать вам новое слово и его значение. Установить этот онлайн-инструмент можно на телефон или компьютер.
Кроме обогащения словарного запаса, вы также будете запоминать правильное написание слов, даже если вы их уже знаете. Всего одного месяца будет достаточно, чтобы увидеть результаты.
Есть несколько вариаций этого приложения, они похожи между собой, поэтому можете выбрать любую версию.
Отключение автозамены на телефоне
Наши гаджеты стали настолько умными, что даже уже пишут за нас. В результате собеседник видит уровень грамотности не человека, а его мобильного устройства. Мы даже не замечаем, как именно пишутся слова, этот процесс стал автоматическим.
Попробуйте отключить автозамену и самостоятельно писать все слова. Скорее всего, начнут возникать проблемы с написанием отдельных слов и фраз. Это может заставить вас чаще заглядывать в словари и запоминать правила.
Если же вы не можете с легкостью отказаться от автозамены, то хотя бы обращайте внимание на предложенные устройством варианты написания слов. Запоминайте их, а еще лучше разберитесь, почему нужно писать именно так, а не иначе.
И никаких “поч”, “лю тя”, “прив” и т. п. Сокращения ухудшают культуру речи, негативно сказываются на внимательности и развитии мышления. И точно никак не помогают повысить уровень грамотности.
Обучение на курсах
Не у каждого человека получается своими силами добиться положительных результатов. Иногда лень, нет времени или просто вылетело из головы, что надо позаниматься. Чтобы нейтрализовать отговорки, можно обратиться к репетитору или записаться на курс. Вместе с опытным преподавателем дело пойдет быстрее, интереснее и эффективнее.
Различных обучающих программ в интернете великое множество. Есть отдельные курсы для детей и для взрослых, для школьников есть программы подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В качестве примера могу привести следующие онлайн-курсы по повышению грамотности:
- Пиши грамотно – Skillbox.
- Русский язык в эпоху Digital – Skillbox.
- Русский язык – 4BRAIN.
- Тренажер по русскому языку – Eduson Academy.
- Писательство – Уроки Легенд..
Еще больше курсов по русскому языку ищите в нашей подборке.
Педагоги подберут индивидуальную программу и график обучения, определят основные проблемы, ответят на все вопросы, возникающие в процессе обучения. К тому же занятия будут стимулом, который не даст расслабиться и забыть о своем желании “подтянуть” знания.
Если онлайн-обучение вам не подходит, можете выбрать офлайн-уроки. Практически в каждом городе имеются репетиторы для взрослых и детей.
Заключение
Итак, подытожим. Для того чтобы повысить собственную грамотность, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Читать, в особенности классическую литературу и книги по русскому языку от экспертов.
- Слушать аудиокниги, обращая внимание на стиль, интонацию, паузы и ударения в словах.
- Ежедневно писать небольшие тексты и проводить работу над ошибками.
- Пользоваться онлайн-сервисами и инструментами для тестирований, проверки орфографии и пунктуации, поиска лексических значений, синонимов, антонимов, ассоциаций.
- Систематически учить новые правила.
- Играть в обучающие игры, разгадывать кроссворды, решать головоломки и ребусы.
- Чаще заглядывать в словарь, сделать собственный мини-сборник с самыми употребляемыми словами.
- Подписаться на образовательные каналы и паблики.
- Установить приложение “Слово дня”.
- Отключить автозамену или обращать внимание на то, какие варианты она предлагает.
- Записаться на курсы по русскому языку или заниматься с репетитором.
Если выполнять пусть и не все, а хотя бы некоторые из этих советов, то вы через пару-тройку недель заметите очевидный прогресс. Но внедряйте новые полезные привычки постоянно. Пусть вы будете заниматься или читать всего по 10–15 минут, но каждый день.
Почему вы хотите “подтянуть” грамотность по русскому языку? Знаете ли другие способы для этого? Поделитесь мыслями в комментариях.
Всего доброго и удачи!