Здравствуйте, друзья!
Онлайн-обучение все больше набирает обороты и становится популярным. И неудивительно, ведь онлайн-курсы помогают освоить профессию за относительно короткий срок и невысокую цену. И все это не выходя из дома. Потребность в удаленном обучении приводит к высокому спросу на качественные и эффективные дистанционные продукты.
Чтобы создать образовательный курс, необходима целая команда специалистов. А для руководства группой назначают опытного менеджера – продюсера онлайн-курсов. В продюсирование дистанционных обучающих программ входит не только управление, но и планирование, аналитика, бюджетирование, продвижение, различные коммуникации и разработка.
В статье расскажу, кто такой продюсер онлайн-курсов, чем занимается, что должен уметь, плюсы и минусы работы, где обучиться и как стать востребованным работником.
Содержание
Особенности профессии
Сфера управления периодически пополняется новыми профессиями. И продюсер дистанционных курсов – это одно из новых направлений.
Продюсер онлайн-курсов – это управленец, который контролирует деятельность разнопрофильных сотрудников, разрабатывающих образовательный удаленный проект.
Говоря простыми словами, это тот человек, который создает и развивает онлайн-курсы. Существует два варианта работы: либо продюсер находит своего автора-эксперта и они вместе запускают онлайн-школу с нуля, либо его нанимают в уже существующий проект для популяризирования и развития.
В любом случае продюсер как руководитель берет на себя ответственность за качественность и продаваемость конечного результата. Будет ли спрос на обучающие продукты онлайн-школы, зависит от него.
В задачи специалиста входит работа и с проектом, и с командой разработчиков, и с целевой аудиторией. Он отвечает за прибыль онлайн-школы, запуск полезных программ и привлечение большего числа потребителей. Также специалист проводит тестирование и экспертизу продукта, анализирует бизнес-процессы, прогнозирует результаты и составляет отчеты.
Продюсер может руководить курсами, которые обучают какой-либо интернет-профессии или увлечению.
Если говорить о первой группе, по прогнозам, в скором времени над современными офлайн-профессиями возьмет верх удаленная работа. В связи с этим растет популярность таких работников, как веб-разработчики, копирайтеры, графические и UI-дизайнеры, интернет-маркетологи, специалисты по UX-дизайну, SMM-менеджеры и т. д.
Но есть и школы, которые дистанционно преподают обычным, а не онлайн-профессиям. Это может быть обучение на визажиста, мастера по маникюру, кондитера, флориста, парикмахера и т. д. Во время такого обучения студентам необходимо выполнять домашние задания, используя реальные материалы и инструменты, а после отправлять видео, фотографии или показывать по онлайн-трансляции полученный результат. После проверки преподаватель проводит консультации и исправляет ошибки.
И другая ниша онлайн-школ – это обучение любимому делу или хобби. На занятиях уделяется внимание развитию не какой-либо профессии, а именно определенному навыку. Например, обучение иностранному языку и живописи, основам психологии и гадания, навыкам фотографии и кулинарии и т. д. Впрочем, эти навыки тоже могут перерасти из простого увлечения в источник дохода и стать основой для профессии.
Обязанности и функции
Продюсер дистанционных образовательных программ должен быть всегда в курсе всех процессов, держать под контролем деятельность разработчиков, решать проблемы потребителей, развивать онлайн-школу и нести ответственность за популярность и прибыль.
Теперь давайте подробнее разберем задачи и обязанности специалиста.
- Найм и управление персоналом, контроль за деятельностью сотрудников
Наймом может заниматься как автор курса, так и продюсер. Все зависит от их общего решения. Кто-либо из них нанимает персонал, в основном преподавателей, которые являются экспертами в своей области, объясняет им обязанности и группирует всех в одну команду.
Далее продюсер следит и проверяет работу команды, исправляет ошибки и дает советы по улучшению, создает систему мотивации. Сотрудники могут работать как в штате, так и на фрилансе, выполняя только конкретные проектные задачи.
- Планирование и финансы
К этому блоку относится формирование стратегии развития, концепции и направления курса, главной идеи, а также юридическое оформление, аналитика и экономическая сторона проекта, т. е. финансовые расчеты, бюджетирование, прогнозирование результатов.
- Разработка образовательных программ
Продюсером создается подробный учебный план онлайн-курса самостоятельно или с помощью автора, методистов и преподавателей. При разработке необходимо учитывать не только непосредственно образовательную часть, но и техническую сторону, т. е. оборудование для онлайн-трансляций или для записи вебинаров, видео- и аудиоуроков.
Также надо позаботиться о графике занятий, продумывании продолжительности уроков, заданий для домашней работы, структуре подачи материала и т. д.
- Продвижение, реклама и продажи
На этом этапе продюсер проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, формирует маркетинговую стратегию для привлечения студентов, сам или вместе с рекламщиками планирует виды рекламы и ищет площадки для ее размещения, занимается созданием имиджа онлайн-школы, выбирает и настраивает воронки продаж.
Также специалист взаимодействует с менеджерами по продажам, рассказывает им, как правильно консультировать предполагаемых студентов по условиям обучения, программе и преимуществах онлайн-курса, его стоимости и специальных предложениях.
Продюсер решает, на чем именно в рекламе важно сделать акцент. Он несет ответственность и за подачу продукта, и за увеличение прибыли. Часть своих задач продюсер может делегировать маркетологу. Например, рекламу, разработку маркетинговой стратегии и SMM-продвижение.
- Работа с целевой аудиторией
Чем больше будет поток учеников, тем быстрее вырастет престиж и имидж онлайн-школы. И задача продюсера – увеличить количество потребителей. Не менее важно для специалиста следить и за качеством образования. Довольные студенты могут сами сделать курсу бесплатную рекламу.
Необходимо вести группы в социальных сетях, выкладывать интересные записи, устраивать конкурсы, показывать успехи учеников. Если курс по овладению навыком, то надо показывать результат до и после обучения, а если программа направлена на освоение профессии, то приводить примеры трудоустроенных выпускников. Поэтому продюсерам важно налаживать связи с другими проектами и компаниями, которые могут предложить бывшим студентам вакантные рабочие места.
Требования к специалисту
Продюсер работает с командой специалистов и распределяет между ними задачи. Его главная цель – разработать и развить онлайн-курс. Для этого надо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои должностные обязанности.
Для контроля рабочих процессов и выполнения собственных задач продюсер должен обладать следующими знаниями и навыками:
- Уметь формировать креативные идеи.
- Знать, как решать юридические вопросы.
- Уметь создавать концепцию проекта.
- Иметь навыки планирования.
- Уметь работать с бюджетом.
- Иметь навыки управления.
- Знать, как подбирать надежный персонал и формировать команду.
- Уметь определять и анализировать целевую аудиторию.
- Понимать, как создавать учебный план и разбираться с технической частью разработки.
- Знать, как повышать имидж курса и онлайн-школы.
- Уметь работать с рекламой и продвижением продукта.
- Знать, как увеличивать количество партнеров, спонсоров и новых студентов.
- Уметь проводить анализ результатов работы и улучшать качество обучения.
- Обладать навыками маркетолога и продажника хотя бы на минимальном уровне.
- Уметь автоматизировать бизнес-процессы.
- Исследовать потребности и тенденции рынка.
- Уметь находить нестандартные подходы к решению проблем.
- Иметь художественный вкус и стиль.
- Знать, как подготовить преподавателей к видеоуроку.
- Уметь составлять технические задания для сотрудников.
Важны и личные качества:
- творческое и креативное мышление;
- самоорганизованность и самодисциплина;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- аналитические способности;
- терпеливость;
- внимательность к деталям;
- способность работать в режиме многозадачности;
- ответственность;
- быстрая обучаемость;
- нацеленность на результат и целеустремленность;
- интерес к общему делу;
- лидерские качества;
- навыки стратегии.
Работодатели могут потребовать наличие опыта работы на этой должности или в смежных областях деятельности. Поэтому на работу охотнее берут специалистов, которые уже реализовывали какие-либо интернет-проекты и знают, как работать с контентом. Это могут быть, например, контент-менеджеры, контент-маркетологи, SMM-специалисты.
Заработная плата
Помощнику или ассистенту продюсера онлайн-обучения в среднем готовы заплатить 30 000 руб. У начинающего продюсера зарплата колеблется от 40 до 70 тыс. руб, а у сотрудника среднего звена она может быть от 70 000 до 100 000 руб. Опытный руководитель получает заработную плату от 100 тыс. руб. и выше.
Больше всего платят в Москве: от 50 000 до 300 000 руб. в среднем. В регионах доход чуть ниже и колеблется в пределах 30–200 тыс. руб.
Из чего и как складывается заработная плата? Если не брать в расчет открытие собственного дистанционного проекта, то существует три варианта продюсирования:
- 50 на 50. В этом случае продюсер и автор-эксперт весь бюджет – и доходы, и расходы – делят пополам. Такая схема позволяет обеим сторонам потратить минимум сбережений. А минус такого варианта для продюсера может появиться тогда, когда автор решит получать всю прибыль за свой продукт. Такое вполне может произойти, и на этом сотрудничество закончится.
- 80 % забирает продюсер, 20 % – автор. В этом случае все расходы берет на себя продюсер. Он тратится на рекламу, продвижение и развитие, поэтому и берет большую часть. Автор же отдает только свои знания и время, поэтому и получает лишь 20 %.
- Единоразовый платеж. Это когда продюсер за определенную сумму выкупает права на продукт у автора и распоряжается им в течение определенного времени. Но в этом случае продюсеру придется нанимать преподавателей, которые будут вести занятия и общаться со студентами.
Чтобы найти работу, можно пойти несколькими путями:
- Самый простой – найти вакансии на сайтах по поиску работы, например, HeadHunter или SuperJob.
- Просмотреть тематические группы в социальных сетях. Там можно встретить авторов и владельцев онлайн-школ, которым нужна помощь в развитии и продвижении своего детища.
- Зайти на форум по онлайн-образованию или конференцию по онлайн-маркетингу. Нужно проявить себя, чтобы работодатели вас заметили.
- Можно создать аккаунт в Instagram или сайт-визитку. Напишите информацию о себе, прикрепите доказательства вашей компетентности, напишите пару-тройку привлекательных статей или постов.
- И последний вариант – это поиск вакансий на биржах фриланса. Выбирайте самые популярные платформы, например: FL.ru, Freelance.ru, Kwork.
Плюсы и минусы профессии
Теперь рассмотрим позитивные и негативные стороны работы.
Плюсы профессии:
- высокая заработная плата;
- налаживание полезных связей;
- руководящая должность;
- творческое направление деятельности;
- перспективы и востребованность должности.
Отрицательные моменты:
- высокая физическая и эмоциональная нагрузка;
- большая ответственность;
- вероятность профессионального выгорания или творческого кризиса;
- постоянные риски, например: уход автора, решившего получать все 100 % дохода, вероятность плагиата и перепродажи материалов и пр.
Обучение на продюсера онлайн-курсов
Чтобы освоить продюсирование онлайн-курсов, необходимо обладать целым спектром навыков и качеств не только в сфере управления, но и во многих других. Для написания программы обучения требуется понимание специфики и особенности преподаваемых дисциплин, для продажи онлайн-курса надо обладать навыками маркетолога и продажника, а для общения со студентами нужно быть коммуникабельным и терпеливым.
И еще много различных навыков пригодится в процессе реализации проекта. И самостоятельно освоить все эти детали с нуля без профессиональной поддержки практически невозможно. Если только у вас был до этого опыт работы в смежной области.
Если для освоения профессии выбрать получение образования в университете, то придется потратить несколько лет на обучение, которое будет в основном теоретическим. А начать полноценно работать и зарабатывать во время учебы нелегко.
Но есть и другой способ обретения знаний и навыков. Как это ни парадоксально, но чтобы стать продюсером онлайн-курсов, надо эти самые онлайн-курсы пройти. Кроме того, что это быстрый и удобный метод получения профессиональных умений, так это еще и возможность побыть по другую сторону дистанционного образования, вычленив из подобного опыта полезные сведения. И еще парочка плюсов онлайн-курсов: упор на практику, поддержка опытных преподавателей-практиков, давно работающих в области инфобизнеса.
В среднем длительность удаленного обучения составляет от полугода до года, а его стоимость находится в пределах 50 000–100 000 руб. Такие веб-площадки как Skillbox, Convert Monster, Udemy предоставляют лучшие образовательные программы:
- Профессия Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
- Менеджмент в онлайн-образовании
- Куратор онлайн-курсов
- Продюсер онлайн-курсов
- Специалист по продвижению онлайн-школ
- Как создать онлайн-курс
Заключение
Ежегодно количество студентов онлайн-школ возрастает, т. к. все больше людей понимает преимущества дистанционных курсов. Благодаря такому удаленному образованию у каждого человека есть возможность освоить профессию дома. И если университетские программы в основном на базе теоретических знаний, слишком длительные и не всегда содержат актуальную информацию, то онлайн-курсы основаны на сжатой и полезной информации и многочасовой практике.
Несомненный плюс для создателей онлайн-школ – это невысокая конкуренция за счет высокого спроса. Поэтому и продюсер онлайн-образования востребован. На этой должности можно не только хорошо зарабатывать, но и реализовывать творческий потенциал и лидерские качества.
Вас тоже привлекает эта профессия? Тогда смело выбирайте курс и начинайте обучение, чтобы уже через 6–12 месяцев стать востребованным специалистом.
Читайте материалы блога iklife.ru и подписывайтесь на обновления сайта.
Всего доброго!
Весьма интересная статья.
Тема продюсирования возникла давно и была актуальна весь 2021 год.
Ко мне регулярно обращались по этой теме.
Я даже пост запилил.
Но теперь ни Инсты, ни монетизации, и вообще весь маркетинг отошёл на второй план.
По моим оценками, ситуация придёт в норму где-то через год, не раньше.
Был тиктокарем, а стал токарем!