Приветствую вас, друзья!
Сегодня мы поговорим о специалисте, который нужен практически любой организации. От него зависит стабильность и эффективность рабочих процессов, баланс между качеством, стоимостью и скоростью производства, продуктивность труда сотрудников и даже успех бизнеса в целом.
Кто же это? Сегодня об этом и поговорим. Я расскажу, кто такой операционный менеджер, чем он занимается, какие инструменты использует, сколько зарабатывает и как им стать. Мы разберем навыки и умения, достоинства и недостатки работы, а также рассмотрим курсы и книги, которые помогут освоить профессию.
Содержание
Описание профессии
Операционный менеджер – это специалист, который отвечает за выстраивание и оптимизацию отдельных рабочих процессов и повышение эффективности работы компании в целом. Благодаря ему организации могут бесперебойно функционировать.
Чаще всего он оптимизирует издержки и улучшает ключевые показатели бизнеса. Простыми словами, специалист пытается сделать так, чтобы компания тратила меньше средств на производство без потери качества, разнообразия ассортимента, скорости создания товаров и выполнения услуг.
Как обычно бывает, если делать быстро и дешево, то товар будет некачественным. А если сделать упор на качество и дешевизну, то придется очень долго ждать. То же самое случится, если скорость производства “сойдется” с качеством. Тогда удар примет на себя цена, получится дорогой товар или услуга.
Операционный менеджер должен такого не допустить. Он обязан найти путь, при котором быстро, качественно и дешево смогут сосуществовать вместе. Производительность должна расти, качество – улучшаться, ассортимент – расширяться, затраты – уменьшаться.
Нелегко совместить эти конкурирующие друг с другом процессы, но именно этим занимается операционный менеджер. В своей работе он использует инструменты анализа, планирования и контроля, методы расчета бюджетирования и механизмы управления.
Он видит, как действует каждый “винтик” во внутренней системе, и знает, как сделать так, чтобы все детали работали на благо организации. Специалист постоянно пытается улучшить все, что только можно усовершенствовать.
Действительно, он выполняет нелегкие задачи, но крайне полезные. В небольших компаниях их может выполнять руководитель, а могут нанять человека со стороны, например, временного бизнес-ассистента или консультанта.
В организациях большего масштаба эту роль выполняет непосредственно операционный менеджер. А в наиболее крупных компаниях имеется не один, а целый штат этих специалистов.
В любом случае обязанности этого работника должен кто-то выполнять. Даже в маленьких фирмах важно налаживать рутинные процессы, чтобы персонал мог работать более результативно, что приведет к росту прибыли.
Обязанности специалиста
Работа операционного менеджера предполагает управление внутренними процессами организации, что должно привести к повышению эффективности производства и увеличению дохода.
Поэтому главной задачей специалиста является оптимизация всех операций, улучшение качества товаров и услуг без увеличения расходов, обеспечение высокой конкурентоспособности компании на рынке.
Что касается всех остальных задач менеджера, то они могут быть следующими:
- Описание, систематизирование и анализирование рабочих процессов компании.
- Повышение конкурентоспособности проекта.
- Разработка бизнес-стратегии.
- Оптимизация и автоматизация рутинных процессов.
- Распределение нагрузки между сотрудниками и целыми отделами.
- Взаимодействие с командой, мотивирование персонала.
- Внедрение систем контроля.
- Масштабирование или перенастройка производственных процессов.
- Анализирование работы компании.
- Управление проектами.
- Установление сроков производства.
- Контроль эффективности работы сотрудников.
- Расчет unit-экономики.
- Определение прибыльности компании.
- Расширение продуктовой линейки.
- Внедрение оперативного управления.
- Поддержание баланса спроса и предложения. Например, в каких случаях нужно подстегнуть потребителей к покупкам с помощью скидок, а когда можно увеличить цену.
- Анализирование целевой аудитории и выявление ее потребностей для улучшения продукта.
- Определение рисков и составление антикризисного плана.
- Построение стратегий для всех внутренних отделов.
- Анализ конкурентов.
- Корректировка рабочих процессов.
- Составление плана по снижению затрат.
- Долговременное планирование деятельности компании.
- Подбор персонала.
- Составление бюджета и его прогнозирование.
- Формирование отчетности.
Результаты деятельности специалиста по операционному менеджменту можно оценить по успешности бизнеса.
Разница между операционным и проект-менеджером
Иногда специалиста по операционному менеджменту путают с проект-менеджером. Однако зоны ответственности у них разные.
Если операционный менеджер берет на себя управление всеми внутренними процессами компании, снижение общих затрат и улучшение качества товаров и услуг, то проект-менеджер отвечает за успех конкретного проекта.
Для этого он должен определять цели и задачи проекта, контролировать каждый этап работы над ним, соблюдать сроки и не выходить за рамки бюджета. Также проект-менеджер является посредником между заказчиками и сотрудниками компании.
От него зависит успех только конкретного проекта, а от операционного менеджера – успех всей компании. Масштаб обязанностей у них разный, хотя некоторые задачи могут перекликаться.
Например, проект-менеджер контролирует работу команды специалистов, трудящихся над проектом, чтобы конечный продукт соответствовал всем требованиям и стандартам. А операционный менеджер должен контролировать работу всех отделов, чтобы целая компания улучшала свои показатели.
Навыки и знания менеджера
Переходим к hard и soft skills.
Для начала рассмотрим “тяжелые навыки”:
- Умение быстро реагировать на изменения или проблемы и принимать решения в стрессовых ситуациях.
- Знание основ экономики.
- Умение свободно ориентироваться в данных и находить нужную информацию.
- Знание основных финансовых показателей компании.
- Навык оценки рисков.
- Умение налаживать внутренние процессы компании.
- Навыки финансового моделирования.
- Умение работать в команде с другими специалистами.
- Навык оценки эффективности бизнес-процессов.
- Умение делать прогнозы.
- Навык планирования, контроля и распределения бюджета.
- Знание основ digital-аналитики.
- Умение планировать и внедрять улучшения.
- Навык управления проектами.
- Умение пользоваться системами мониторинга и аналитики.
- Аналитические навыки.
- Умение поддерживать совместную работу всех отделов.
- Навык документирования.
- Умение управлять конфликтами.
- Знание основ юнит-экономики.
А теперь переходим к личным качествам специалиста. К ним относятся следующие soft skills:
- многозадачность;
- аналитическое мышление;
- стрессоустойчивость;
- работоспособность;
- ответственность;
- инициативность и целеустремленность;
- лидерские качества;
- хладнокровность и рациональность.
Кроме этого, у операционного менеджера должно быть постоянное желание улучшить все что только можно. Это касается не только работы, но и повседневной жизни. Еще работодатели приветствуют у специалистов дипломы о высшем образовании по таким направлениям, как менеджмент, экономика и управление.
Заработок и место работы специалиста
Профессия становится все более популярной и востребованной. На сайтах по поиску работы, например, на HeadHunter, SuperJob, Zarplata.ru, Rabota.ru, вакансий становится все больше.
Но и желающих освоить это направление деятельности тоже увеличивается. И неудивительно, ведь работодатели готовы хорошо оплачивать услуги специалистов по операционному менеджменту.
Даже новички без какого-либо стажа получают около 40 000 руб. в месяц. Более опытные специалисты зарабатывают от 80 000 до 120 000 руб. в месяц. А настоящим профессионалам выплачивают от 180 тыс. руб. в месяц.
Кроме зарплаты начинающих менеджеров также привлекает и возможность работать удаленно. Некоторые компании позволяют специалистам трудиться из дома, однако в большинстве случаев операционные менеджеры все же посещают офисы.
Специалисты нужны практически в любой сфере деятельности и на любом производстве. Это касается строительных, машиностроительных и IT-компаний, добывающих и логистических предприятий, аутсорсинговых и консалтинговых фирм, ресторанов и гостиниц, а также многих других организаций.
Постепенно операционный менеджер может стать соучредителем или партнером компании, что приведет к росту его заработной платы.
Плюсы и минусы профессии
Важно знать достоинства и недостатки деятельности перед погружением в профессию. Сравните их и определитесь, подходит ли вам специальность.
Итак, плюсы:
- Престижность профессии.
- Возможность работать удаленно.
- Специалисты высоко ценятся на рынке труда.
- Работодатели готовы хорошо платить даже новичкам.
- Карьерные перспективы и возможность стать партнером компании.
- Работать можно практически в любой сфере деятельности.
И негативные стороны профессии:
- Высокая ответственность за успех всей компании.
- Частые стрессовые ситуации и ненормированный рабочий график.
- Специалисту нужно обладать длинным списком навыков и умений, освоить которые не у каждого получится.
Обучение на операционного менеджера
Специалистам требуется хорошо разбираться в экономике и финансах, основах управления и планирования. Для этого им не помешают дипломы о высшем образовании в области менеджмента, маркетинга, бизнес-администрирования или бизнес-аналитики.
Но если подходящего высшего образования нет, то можно воспользоваться услугами онлайн-школ. Обучающие площадки предлагают различные курсы по операционному менеджменту:
- Операционный менеджмент – Русская школа управления.
- Операционный менеджмент – Laba.
- Стратегический и операционный менеджмент – Профакадемия.
- Операционный менеджмент и управление процессами – НИУ ВШЭ.
- Операционный и логистический менеджмент – Moscow Business School.
Важно со всей серьезностью отнестись к выбору онлайн-курса. Так как профессия очень ответственная, нужно получить актуальные навыки и умения.
Бесплатные онлайн-программы тоже есть, но они малоэффективны. Лучше потратиться на обучение в начале пути, чтобы потом было легче работать.
Также можно воспользоваться курсами по смежным направлениям, например, программами по риск-менеджменту или антикризисному управлению.
Даже опытные специалисты должны периодически обновлять свои знания и проходить курсы повышения квалификации.
Предлагаю вам полезные книги по операционному менеджменту:
- В. Лопатин, А. Трачук, М. Кирпичева, Н. Линдер, О. Устинова, П. Трифонов “Операционный менеджмент”
- П. Безручко “Практики регулярного менеджмента”
- Управление во время кризиса
- Ф. Семенычев “Бережливое мышление”
- И. Максимцев, Е. Хутиева, И. Рогова, С. Пивоваров “Операционный менеджмент”
- Д. Бондаренко “22 приема оптимизации бизнес-процессов”
Заключение
Практически в любой организации нужен работник, разбирающийся в операционном менеджменте. Однако чаще всего он встречается в крупных и средних компаниях. Во всех остальных организациях обязанности этого специалиста берут на себя руководители, их заместители или другие сотрудники.
Поэтому в основном вакансии размещают именно крупные компании, в связи с чем есть шанс устроиться в более-менее известную фирму. Но до того как откликнуться на вакансию, внимательно прочитайте требования работодателя и узнайте, какие именно задачи нужно будет решать.
Также я предлагаю вам ознакомиться с еще парой-тройкой статей на блоге iklife.ru:
Всего доброго и удачи!