Здравствуйте, друзья!
Подавляющее большинство компаний так или иначе сталкивались с кризисами. Подобные плачевные ситуации могут настигнуть организацию любого масштаба и направления деятельности. В трудные времена компаниям необходим человек, который сможет принять правильное решение, чтобы исправить положение.
Эту задачу берет на себя кризисный менеджер. Работник занимается антикризисным управлением, проводит анализ сильных и слабых сторон организации, оценивает риски, работает в экстренных ситуациях и разрабатывает стратегии выхода из кризиса.
И сегодня мы поговорим про эту важную профессию. Я расскажу, кто такой кризис-менеджер, что входит в его обязанности, какими навыками и знаниями он обладает, какую зарплату получает специалист и как им стать.
Содержание
Особенности профессии
Кризис-менеджер – это управленец, который отвечает за разработку и внедрение комплекса действий и мероприятий по предотвращению кризисов и банкротства, а также по устранению последствий после сложных времен.
Каждая крупная компания сотрудничает с этим специалистом, да и более мелкие тоже нанимают к себе на работу кризисных менеджеров.
Период кризиса может оказаться очень тяжелым для организаций. Некоторые предприятия теряют значительную часть дохода, а бывает так, что и весь бизнес загибается. Помимо владельцев и руководителей, страдает и обычный персонал, так как многие сотрудники лишаются работы.
Поэтому кризис-менеджеры настолько важны. Они обязаны защитить бизнес во что бы то ни стало и избежать банкротства. Для этого специалисты должны своевременно выявить финансовые дыры, проблемы, возникшие из-за внешних факторов или неграмотных решений руководителей, различные бреши в работе компании и т. д.
Далее кризисные менеджеры составляют грамотную стратегию, координируют деятельность персонала, помогают ликвидировать задолженности и поставить организацию на ноги. А после кризиса еще необходимо оптимизировать работу каждого отдела компании.
Но это в идеале. В реальности не всегда получается добиться подобного результата. В крайнем случае специалисты должны как можно более выгодно продать имущество компании, чтобы расплатиться с долгами.
Нередко кризисные менеджеры являются внештатными сотрудниками, то есть независимыми консультантами. Их временно нанимают, чтобы они проанализировали деятельность компании и ее подразделений, учли ресурсы.
Поэтому работа кризис-менеджеров начинается с выявления сильных и слабых сторон организации, а также возможных проблем и угроз. Специалисты собирают и обрабатывают огромное количество информации, на основе которой и принимаются важные решения. Да еще и действовать чаще всего приходится в условиях жесткой нехватки времени, в накаленной и напряженной атмосфере, в конфликтной среде.
Им необходимо быстро разрабатывать антикризисные меры, которые исправят ситуацию. И практически всегда эти меры негативно воспринимаются персоналом, так как они в большинстве своем подразумевают увольнения, упразднение отделов, сокращение расходов и т. д. Обычно временные сотрудники работают до года, а затем переходят на новое место.
Штатные сотрудники встречаются реже. Они, в отличие от внештатных работников, которых нанимают, когда уже все плохо, чаще всего занимаются анализом возможных угроз и предотвращением кризисов, повышением эффективности работы организации и устранением недочетов, оптимизацией внутренних процессов.
В любом случае кризис-менеджер должен быть настоящим профессионалом. В этом случае он совмещает в себе сразу несколько ролей: он и управляющий, и экономист, и психолог, и юрист, аналитик, финансист, аудитор и др.
Обязанности специалиста
Список задач кризис-менеджера сильно варьируется, так как зависит от различных факторов: от масштаба и специфики деятельности компании, от актуальной ситуации на предприятии, формата занятости специалиста (штатный или внештатный сотрудник), от требований руководства и т. д. Но в большинстве своем его работа состоит из трех этапов:
- сбора и обработки информации;
- анализа данных;
- разработки и внедрения методов и инструментов по предотвращению кризиса или его последствий.
Если же подробнее разобрать обязанности кризисного менеджера, то вот возможный перечень:
- Диагностика причин возникновения кризисной обстановки.
- Выявление способов противостояния внешним угрозам.
- Составление бизнес-плана.
- Анализ финансового состояния компании.
- Оптимизация финансовых потоков предприятия.
- Проведение процедуры банкротства при необходимости.
- Ведение переговоров с кредиторами.
- Защита имущества предприятия и проведение его инвентаризации.
- Организация и координация работы персонала.
- Обеспечение непрерывности рабочего процесса.
- Улучшение коммуникации между отделами компании.
- Выявление неэффективных подразделений.
- Увеличение оборота продаж.
- Разработка и реализация комплекса мероприятий и методов преодоления кризиса.
- Повышение рентабельности бизнеса.
- Анализирование эффективности предпринятых действий и корректировка стратегического плана.
- Принятие важных решений в неопределенных и стрессовых ситуациях.
- Выявление признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
- Регулирование конфликтных ситуаций.
- Определение возможных внешних угроз и внутренних проблем компании.
- Оптимизация работы предприятия после кризиса.
- Повышение эффективности работы организации.
- Оптимизация внутренних процессов.
Требования к кризис-менеджерам
Профессия кризис-менеджера весьма ответственная и серьезная. И поэтому она хорошо оплачивается.
Но при этом и требования к специалисту предъявляются весьма жесткие. Он должен обладать многими специфическими знаниями и навыками. Среди них:
- Умение налаживать связи с сотрудниками, руководителями и кредиторами.
- Навыки психолога.
- Умение вести переговоры.
- Навыки оратора.
- Умение решать конфликты.
- Способность действовать в стрессовых ситуациях и в условиях неопределенности.
- Умение сохранять самоконтроль.
- Знание структуры организации.
- Умение спокойно воспринимать критику.
- Знание финансовых стратегий и теорий.
- Понимание взаимосвязей между отделами.
- Знание методов диагностики кризисных ситуаций.
- Навыки управленца.
- Умение анализировать причины появления проблем и кризисных ситуаций.
- Знания в области бизнеса.
- Умение разрабатывать и реализовывать план действий и антикризисных мер.
- Навыки проведения инвентаризации.
- Умение проводить анализ финансовых показателей.
- Знание истории предприятия.
- Умение расставлять приоритеты.
- Знание основ экономики.
- Умение работать с документами.
- Аналитические способности.
- Умение аргументировать и четко излагать свои мысли.
- Знания в области права.
- Умение эффективно управлять подразделениями и персоналом.
- Навык выявления внутренних проблем организации.
- Умение управлять долгами компании.
- Способность быстро принимать эффективные решения.
- Умение адаптироваться к различным ситуациям.
Помимо знаний и навыков, работодатели включают в список требований и личные качества. Вот наиболее важные:
- высокая стрессоустойчивость;
- хладнокровие;
- наблюдательность, внимательность и скрупулезность;
- целеустремленность и настойчивость;
- ответственность;
- высокая работоспособность;
- сдержанность;
- тактичность;
- усердность;
- усидчивость;
- объективность;
- коммуникабельность;
- нестандартное мышление;
- адаптивность и гибкость;
- хорошее эмоциональное состояние;
- аналитическое мышление.
Кроме этого, работодатели могут потребовать от специалистов наличие диплома о высшем образовании в области менеджмента, управления, юриспруденции или экономики.
Заработок и место работы
Как я уже писала выше, чаще всего кризисные менеджеры являются независимыми консультантами, так как именно люди со стороны могут разглядеть полную картину и дать непредвзятые, объективные оценки.
Работать они могут в консалтинговых и юридических фирмах, а также в любых крупных компаниях, где имеются свои антикризисные подразделения. Также некоторые опытные специалисты открывают собственные агентства, в которые обращаются организации, нуждающиеся в услугах кризис-менеджеров.
От этих специалистов зависит то, насколько значительные последствия кризиса накроют компанию, сможет ли она избежать банкротства, сэкономить или даже заработать.
Из-за большой ответственности им хорошо платят. В среднем кризисные менеджеры получают от 50 000 до 200 000 рублей в месяц. И это еще не предел! Заработная плата профессионалов бывает значительно выше.
Их зарплата может приходить в виде фиксированной суммы или оклада + процентов от прибыли компании, которую она заработала благодаря работе специалиста. Чтобы получать как можно больший доход, кризис-менеджеры должны иметь качественное портфолио и сотрудничать с крупными компаниями.
Выгоднее работать в качестве штатного сотрудника, ведь только организации с приличным доходом могут себе позволить держать такого дорогого работника на постоянной основе. К тому же в этом случае кризис-менеджеру не придется ежедневно находиться в стрессовой ситуации. А временного сотрудника обычно приглашают, когда ситуация уже накалена до предела.
Достоинства и недостатки профессии
Переходим к плюсам и минусам специальности. Работа кризисного менеджера имеет следующие положительные стороны:
- Профессия считается престижной, так как в основном специалистов нанимают крупные организации.
- Услуги кризисного менеджера очень востребованы, особенно учитывая то, что наблюдается недостаток высококвалифицированных специалистов.
- Высокий заработок.
- Возможность работать на различные компании из всевозможных сфер деятельности.
А что насчет минусов, то они у профессии такие:
- Кризисным менеджерам приходится сталкиваться с недовольством сотрудников, конфликтами и напряженной обстановкой, что требует высокой стрессоустойчивости.
- Нужно быть жестким и хладнокровным, даже если придется уволить много людей или сократить персоналу зарплату.
- Большая ответственность и необходимость решать сложные задачи, которые кажутся невыполнимыми.
Как стать кризис-менеджером
Чтобы освоить профессию кризисного менеджера, необходимо пройти специальный онлайн-курс или поступить в университет на подходящее направление.
Благодаря тому, что антикризисное управление начало активно развиваться, вузы стали разрабатывать обучающие программы по теме. К примеру, вы можете выбрать такие профили, как “Стратегический менеджмент”, “Антикризисный менеджмент”, “Антикризисное управление”, “Управление изменениями”, “Управление и правовое обеспечение бизнеса” и другие. Также подходящими направлениями являются экономика, финансы и юриспруденция.
На занятиях в университете можно получить необходимые теоретические знания о бизнес-планировании, основах банкротства, диагностике компаний и т. д., однако вузы не всегда обеспечивают должную практику. И цена на обучение очень “кусается”, чего не скажешь про онлайн-курсы.
Могу предложить вам следующие обучающие программы:
- Онлайн-курс антикризисного управления – Международная школа профессий.
- Арбитражное антикризисное управление – Новый Бизнес Университет.
- Антикризисное управление – Moscow Business Academy.
- Антикризисное управление – Академия профессионального образования кадров.
- Арбитражный управляющий – Открытая Академия Профессионального образования.
С полным списком онлайн-курсов антикризисного управления вы можете ознакомиться в соответствующей статье на блоге iklife.ru.
Заключение
Чтобы защититься от кризиса, надо учитывать и внутренние, и внешние факторы. Это бывает нелегко, поэтому компаниям нужен специалист, который возьмет на себя такую задачу. И она является лишь одним из пунктов длинного списка обязанностей, которые выполняет кризис-менеджер.
Его работа очень сложна, ведь специалисту приходится работать в жестких условиях и накаленных ситуациях, чтобы выводить организации из кризиса. А некоторые решения кризисного менеджера могут сильно сказаться на сотрудниках компании.
В связи с этим выбирать профессию стоит только крепким духом людям, которые способны преодолеть стресс. Выбирайте эту специальность, если точно уверены в своих силах.
Всего доброго и удачи!