Сплав по реке Белая (Агидель) в Башкирии и как нас чуть не съел медведь

Василий Блинов

С 2015 года работаю удалённо и развиваю бизнес в интернете. Создал более 20 источников дохода онлайн. Изучаю инвестирование и активно инвестирую в различные инструменты.

2 года прожил в Азии (о. Бали и о. Панган), продолжаю путешествовать по миру, помогать людям становиться финансово грамотными и улучшать своё качество жизни.

Все статьи автора
Комментариев к статье: 44
  • Тагир
    08.06.2022

Не верно указана локация большого и малого амфитеатров! А за отчет спасибо! =)

• Ирина
    28.07.2020

Здорово, спасибо за информацию, в этом августе тоже собираемся из Перми на Белую, а в интернете почти нет отчетов о самостоятельных сплавах по ней.
    Надеюсь, что нам с погодой повезет.))
    Удачных новых путешествий!

29.11.2019

Не смог вставить у меня фотографии?

29.11.2019

Нугуш. Теленок. Рыбалка. Дети.
    В палатке на Нугуше в 74-г.
    Куры и теленок лучшие животные для детей. Номер БАХ Жигули все вместе

29.11.2019

1960 г. Рыбалка с ночевкой, на Белой с Петром Шабуниным — электриком от Бога НУНПЗ.
    В это время на НУНПЗ появились первые транзисторы, магнитные антенны, фотосопротивления и др. электронные компоненты. Начальник электроцеха 17 НУНПЗ тогда еще не знал, зачем нужны конденсаторы и поэтому втыкал их в электрическую розетку, конденсаторы громко взрывались, женщины пугались, а начальник хохотал.
    1985 г. Радиоприемник Хазар внутри, на 8 транзисторах и 2 диодах, с магнитной антенной.
    2005 г. Авторские свидетельства мои.

Памятка для участников сплава
    по реке Юрюзань (Башкортостан), 13 — 19 июня 1998 г.
    Состав группы и распределение обязанностей
    Ш. (Командир сплава) – взять, 2 десятиместные резиновые лодки, катамаран, Камаз, эл. станция, пылесос, спас. жилеты, 2 котелка, рация с аккумулятором, ящик продуктовый.
    Г. (Начальник группы) – взять, Н.Г., Т.Г., Д.Г., автомобиль, удочки, нож, газовый писто-лет с разрешением, книга по выживанию и карта маршрута, 2 котелка, видеокамера, ящик продуктовый, бредень.
    Р. (Начальник сплава) – взять, Р.Г., племянницу, автомобиль, паспорт, газовый пистолет. Фотоаппарат, автоаптечку, саперную лопатку, 20 пива, по 20 кока-кола, спрайта и пепси.
    З. — Серафиму, топор, обор. для кострища, половник, весы. Ф. — весла 4 шт., Р.У. — фото-аппарат, пила двуручная, автоаптечка, М. — М., шнур для обвязки лодок(40м), удочки и на-хлыст, Т. — Т., топор, удочка и нахлыст, Х. — магнитофон, кассеты и аккумулятор, Р. — Р.Ф., Р.Р. — сало соленое 2 кг, А. — А.Н. — масло растительное 1 бутылку.

Продолжительность сплава — 7 дней, скорость реки — 5 км/час., расстояние по реке — 80 км, комары — 4 балла.
    1 день — заезд (встреча у Акбузата). Подготовка и инструктаж. 2 день — сплав 3 часа, дневка, сплав 2 часа. День рыбака. Приз удочка и весы. 3 день — сплав. День плетения корзин. 4 день — отдых 24 часа. Праздник Нептуна, сауна и грибы. 5 день — сплав. День травника. 6 день — сплав. День сюрпризов и конкурсов. Призы. 7 день — выезд. Прощание с рекой. (Слезы радости).
    С собой взять — палатку, полиэтилен на пол и крышу палатки, матрасы надувные или спальник, средство от комаров, предметы личной гигиены, миску, кружку, ложку, ножик, аппетит, обязательный минимальный набор продуктов на 1 чел. (банка тушенки, буханка хлеба, банка сгущенки, сахар 0.5 кг, картошка 2 кг.), 50 рублей (новых), оптимизм.
    Инструкция для участников сплава
    1. Главный на сплаве — командир, поэтому он выбирает место для стоянки и дневки.
    2. Если поймал маленькую рыбку, не выбрасывай — отдадим Серафиме, если большую — складывай в спичечный коробок или садок. На конкурс улова, перед взвешиванием, рыбу от-мыть от соли.
    3. Большую рыбу не ешь сырой и с костями, подавишься, ты же не Серафима.
    4. Цветы зверобоя желтые, у душицы цветы сиреневые, чабрец там не растет, горец змеиный поможет от язвы, а мяту можно собирать по запаху.
    5. Если хочешь победить в конкурсе, то заранее сообщи об этом начальнику сплава, а то победить можешь, а приза уже не будет — сломают или выпьют.
    6. Родители смотрят за детьми, дети за родителями и все смотрят за Серафимой.

29.11.2019

Авиатор № 22 (1257), сентябрь 1998 г.
      НА ПУХОВЫХ ПОДУШКАХ ПО ЮРЮЗАНИ
      Я всегда считал лучшим летним отдыхом поездки на неделю — другую по различным рай-онам Башкирии и изъездил за много лет все ее районы, поражаясь разнообразию открываю-щегося ландшафта. Такое впечатление, что уезжаешь за тысячи километров, а все рядом, че-рез несколько часов езды по относительно хорошим дорогам. Такое не встречается, пожалуй, больше нигде, только предгорья Южного Урала на стыке Европы и Азии могли породить та-кую красоту природы.
      И все же отдыхать раньше я предпочитал на истоках Павловки, куда раньше летел на са-молете, катере или машине с семьей и друзьями. Мы жили на берегу реки в палатках, ловили рыбу, купались, собирали грибы и травы и … все время завидовали водным туристам, кото-рые на лодках и плотах могли плыть сколько угодно выбирая место для дневки и отдыха.
      А этим летом мне предложили сплавиться по Юрюзани, поэтому я вновь перечитал заме-чательную книгу Башкирского издательства десятилетней давности Рима Ахмедова «Слово о реках, озерах и травах», посмаковал еще раз Джерома К. Джерома с описанием водных при-ключений трех лоботрясов и одной собаки.
      Маршрут по Юрюзани от Усть-Катава до санатория Янгантау, рассчитанный на группу новичков со свободным временем на одну неделю, во время паводка водные туристы пре-одолевают за один световой день.
      Технические средства во время сплава — надувные десятиместные десантные лодки, ката-маран, грузовой Камаз, электростанцию, транкинговый радиотелефон обеспечивал наш ко-мандир — энтузиаст водного туризма.
      Стоянка предназначена для обеда, остановка — совсем наоборот.
      Если в лодке во время сплава сильно грести, то быстро устанешь, но раньше не доплывешь, — сил не хватит.
      Мы заранее определили состав группы — 18 человек, при этом я должен был взять на сплав Симону- Серафиму — Симу — немецкого боксера 2,5 лет, я собирался взять ее с собой на сплав, чтобы развлекать детей, да и взрослые бы с удовольствием играли с ней на воде.
      Затем мы распределили обязанности: кому взять ящики продуктовые, пистолеты газовые с разрешением, видеокамеру, фотоаппарат, пиво, кока-колу, спрайт и пепси, а также карту маршрута, медицинскую аптечку и племянницу медсестру — студентку медицинского инсти-тута.
      Размножили всем «Памятку и инструкции для участников сплава» где, казалось, преду-смотрели все мелочи нашего будущего водного путешествия и с особенным вниманием стали следить за изменениями погоды — так как, казалось. что только она обеспечит нам будущий успех нашего предприятия.
      Неожиданности начались сразу же к началу путешествия.
      Вместо эрдельтерьера Юпитера, 11 лет путешествующего со мной во всех походах и умершего прошлым летом, дочь привела ко мне Симону Айвенго. Ей уже два с половиной года — она прекрасно воспитана и прошла полный курс дрессировки. У хозяйки, где Сима жила раньше, она росла с двумя маленькими детьми, и поэтому ее воспитали терпеливой и ласковой, одно плохо — она очень трудно переносит жару, и поэтому через несколько минут пребывания на солнце она начинала тяжело дышать и искать спасительную тень.
      Но накануне похода днем в саду моя Сима перегрелась на солнце и у ней был солнечный удар. Несколько часов она лежала парализованная, не могла даже поднять голову, затем у ней начались конвульсии, а потом она затихла и не реагировала ни на что. Моя жена отпра-вила меня подальше, сказав, что собака, видимо, умирает, и что это зрелище не для меня.
      Я ругал себя, на чем свет стоит, приготовился выкопать яму для моей Симочки, но поздно вечером она еще дышала и мы поехали в город искать врача ветеринара. Уже ночью в Чер-никовске врач — ветеринар, у которой дома тоже была собака — боксер, сделала несколько уколов глюкозы нашей Симе. Она объяснила, что ее маленький носик совсем не охлаждает горячий воздух. Поэтому боксеры так тяжело дышат на солнце. А вовсе не из за свирепого нрава, как многие думают.
      Утром я собрался и уехал с друзьями на сплав без собаки, но каждый вечер со стоянки я звонил по телефону и как в шутку обижалась, потом жена спрашивал только о Симе, которой еще два дня пришлось лежать под капельницей.
      Когда мы через два с половиной часа приехали в Кропачево, оказалось, что в отличие от Уфимских рынков мы не смогли купить там ничего кроме макарон, мяса и водки, еще через полчаса были на берегу реки.
      Когда одна из путешественниц вышла из машины с двумя пуховыми подушками, коман-дир сплава проникся сознанием. с кем ему придется сплавляться в этот раз. Компрессором надули плавсредства, к ним привязали доски, раскинули палатки и разожгли костер.
      На следующее утро началось наше путешествие: в 9 утра вставали, в 10 завтракали, в два обедали, вечером ужинали до тех пор, пока не хотелось спать.
      После начала перекатов получили вновь инструктаж командира похода о правилах пове-дения на резиновых лодках: не стоять на дне, беречь лодки от подводных камней, на перека-тах выходить всем, плыть в пределах видимости, ждать отставших.
      Вначале я думал, что скорость речки в 5 км/час обеспечит нам льготный режим похода, но на плесах мы поняли, что все же нужно грести, если мы хотим хотя бы через неделю быть у конечной точки нашего путешествия, особенно если дует хотя бы небольшой встречный ве-терок.
      Дальше я перейду на телеграфный текст, так как верно сказал однажды Рифкат Рахматул-лович — ректор бывшего УАИ, правда по другому поводу, что тому, кто знает, что такое сплав, нечего рассказывать, а кто не знает все равно не поймет.
      Рыбы в Юрюзани много — на наших глазах деревенские рыбаки днем перерегородив речку по руслу шеститиметровой сетешкой за полчаса, «поботав» консервными банками, собрали ведро различных рыбешек величиной с ладошку, да и наши два рыбака нахлыстом обеспечи-вали нас жареной рыбой и ухой. Все продукты мы не съели, рыбные консервы, и макароны привезли домой.
      Нашу лодку один раз мы все же прокололи на перекате. На очередной стоянке, просушив это место тлеющей головней, поставили с двух сторон заплату и теперь вылезали из лодки на перекате заранее, не садясь на дно.
      Грибы в лесу были разные — я открыл сезон в середине июня двумя белыми грибами, под-березовиками, маслятами, сыроежками и другими, из которые мы сварили прекрасный суп и пожарили с картошкой и луком.
      Командир сплава, видимо, вспомнив про подушки, размочил макароны, сделав из них тес-то и весь вечер жарил на сковородке блинчики для всех 15 человек, потом мы ежедневно жа-рили блины из этого теста еще несколько дней.
      Один клещ за время похода все же укусил мальчика, студентка — медсестра Гузель его вы-тащила и продезинфицировала ему руку, после чего его маме стало плохо и медицинскую помощь дальше оказывали уже ей, а пацан пошел рыбачить.
      Однажды на стоянке встретились двое пьяных пастухов со стадом коров, которые разре-шили желающим за пару сигарет прокатиться на смирных, но сильных и рослых лошадях под седлом. Я тоже не удержался от искушения и нагрузил одну из лошадей непривычным для нее грузом в 115 кг, поэтому рысью она бежать не захотела. Вторая лошадь из солидар-ности покорно тащилась сзади.
      Две ночи нас в палатке ели комары, накрыв палаткой примерно сто штук. к утру мы унич-тожали двадцать, но остальных приходилось с сожалением выпускать утром, прославленные зарубежные репелленты оказались неэффективны против Юрюзаньских тварей. Командир сплава ставил палатку не далее пяти метров у реки и искренне удивлялся, где мы нашли здесь комаров.
      Дождик за это время был всего один раз, чтобы проверить нашу экипировку, правда, одна девочка 8 лет все же затемпературила и ей пришлось с мамой уехать на следующий день на машине домой с вызванным на стоянку отцом из Уфы.
      Самым интересным для меня оказалась баня. Соорудив из валунов большую пирамиду, мужчины за пару часов сожгли дров из трех больших сухих сосен, вычистили золу, устлали пол березовыми ветками и натянули над очагом намоченную большую брезентовую палатку, пообещав хозяину купить новую к следующему походу, если эта сгорит. Обжигающий пар дает такая баня часа два, да и потом на камнях еще все ночь можно сушить вещи. Сауна на берегу реки получилась славной — мы задержались здесь еще на целые сутки.
      Одного нашего путешественника срочно вызвали на работу, поэтому пришлось очередную стоянку сделать возле дороги, куда могла подъехать присланная за ним машина, уезжать он не хотел и очень жалел, что мы выплыли из гор, где не было радиоприема и его никто бы не нашел . Вспомнив о работе мы погрустнели, но впереди нас ждали еще трое суток плавания.
      Посуду в походе надо мыть сразу после приема пищи, чай для этого не ис-пользовать, говорят, что Фейри лучше, но его пить нельзя.
      Если можешь не петь — не пей.
      Съедобные грибы легко отличить от несъедобных — ведь их можно есть.
      Я люблю плести корзины и другую утварь из тальника, на плесах его было достаточно, правда, времени все же на такое неторопливое занятие оказалось мало и пришлось ограни-читься несколькими сувенирными подставками для посуды, которые я подарил женщинам участникам похода.
      Плыли мы столько за день, чтобы хотелось остановиться, и стояли до тех пор, пока не хо-телось сплавляться дальше и все же к назначенному времени, через неделю мы приплыли к конечной цели нашего похода, мосту на дороге перед санаторием Янгантау, переночевали, просушили лодки. Я посмотрел на безвкусно оформленное знаменитое озеро источника Кур-газака, на котором не был уже лет двадцать пять.
      В 12 часов подошла машина из Уфы, и через два часа, я был дома, где меня ждала живая и радостная Серафима, жена и внучка. За неделю сплава отдохнул я хорошо, только устал очень, но весы, на которые я встал с тайной надеждой показали упрямый характер, даже на килограмм не оправдав моих ожиданий.
      Доцент каф. ЭЛА и НТ Ю.Зинин

• зинин юрий
        29.11.2019

Дети сплав с комфортом на неделю. Любил готовить пищу, другим не доверял! Грибов много!
        Редактировать или удалить это
        Нет описания фото.

29.11.2019

Лоцию и фотографии не сумел .

• Алсу
    27.07.2019

Василий, спасибо вам большое за описание и лоцию, за карту тоже. Всё распечатали и рванули от старосубхангулово до капово, неописуемая красота, меньше всего понравилась Капова пещера. Можно сказать все впечатления от сплава испортила. Всё три ночи были экстремальные. В первую ночь нас напугал мендигуловский парнишка, который ошивался около нас (долековато от самой деревни), все расспрашивал и выпрашивал. Пришлось нам спать с дрынами, топором, ножом и шампурами в платке. Во вторую — шёл проливной дождь и сверкали молнии, но тем не менее пришли коровы и слизали все что оставалось вне палатки, вместе с пакетами. В третью, не далеко от капово ночью было очень холодно (23 июля) вышли из палатки, а из зо рта шёл пар, все было в росе, мокрющее. Но мы приехали домой довольные и счастливые. Планируем на следующий год уже с детьми и собакой по Ай спуститься. Подскажите, чем отличается та река от Белой. И откуда лучше начинать маршрут дней на 5?

• виктория
    24.10.2018

а мы сплавлялись 4 раза. один раз только воды было маловато всегда до сыртланово .и еще сплавлялись по маршруту сим-лемеза-инзер-белая до уфы. а еще от мелеуза до пещер на кутуки , сумган. а на сумган можно выйти еще от воклюза (выход) воды из под земли под правой скалой на белой, а далее и увидите портреты на левой скале. А еще есть Усьва, Койва , Вишера , Нугуш , Зилим с пещерами и воклюз и понор и 354км по реке Чусовая от Кауровки до ст Чусовская с пещерами., Березовая с пещерой от татарского моста до пос Ныроб, Сылва с пещерой каповой ,.Лозьва от перевала Дятлова и много других.. Удачи Вам в походдах!!

• Александр
    24.09.2018

Василий добрый день. Я не могу открыть карту. Открывается только лоция. Помогите!!!! В том году м спдавлчлись от Каши до Байнозарово. Раньше сплавлчлись по Аю. Тут интереснее. Мы из Южноуральска.

29.11.2019

Первый раз на сплаве и последний раз, обидно.

• Сергей
    05.09.2018

Отличный отчёт!
    Есть пара вопросов. Много ли мест с отмелями или порогами, где надо тащить на себе? Можно ли там пройти на моторе? Кто-нибудь ходит под моторами вообще?
    Спасибо! :p

05.09.2018

Сергей, очень мелко, особенно до Старосубхангулово. После Старосубхангулово встречали лодки на моторах.

• Сергей
        15.09.2018

Василий. А не проще было бы брать какой-то трансфер с комплекса «Капова» до места высадки, чтобы сразу обратно ехать с барахлом, вместо того, чтобы добираться до машины и уже обратно на ней ехать?

Ещё вопрос. Ниже Старосубхангулово переносили кат, или там существенно глубже и перекаты не такие мелкие?

17.09.2018

Сергей, проще, конечно, взять трансфер. Ниже уже почти не тащили.

• Марина
    31.05.2018

Прекрасное описание! Большое спасибо за него! Очень хочется посмотреть карту маршрута, но ссылка на нее не работает. Исправите, пожалуйста!

• Тима стерлитамак
    20.01.2018

Очень классно ! Я загорелся .Подскажите для начинающих сколько суток сплавляться реально без физ подготовки?

• Громов Сергей
    29.11.2017

Подскажите, а насколько вероятно доехать на своем авто до Кутаново, там оставить автомобиль на хранение и договориться о заброске в Старосубхангулово? Такой вариант вы не рассмотривали?

29.11.2017

Сергей, такой маршрут не рассматривали. На несколько дней пути, думаю хороший вариант.

• Дмитрий
    20.02.2017

Добрый день. Подскажите есть ли смысл начинать сплав от каги или лучше начать от старосубхангулово? сколько дней уходит на это расстояние? есть ли что посмотреть? и вопрос второй стоит ли брать с собой на пвх лодку небольшой мотор или везе очень мелко и в моторе смысла нет? конечную точку планирую капова пещера. заранее спасибо.
    p.s сплав планирую в начале купального сезона

22.02.2017

Добрый день, Дмитрий. В основном очень мелко на этом промежутке в жаркое лето. С мотором мы там никого не встречали, а в деревнях не видели лодок, местные по реке не плавают, перебираются с берега на берег на лошадях или тракторах, сети ставят в брод.

Больше всего сплавляются от Старосубхагрулово, так как кроме того, что до него мелко, смотреть особо нечего, да и на неделю сплава мало желающих. Расстояние от Каги до Каповой большое, на лодке его, конечно, пройти быстрее.

• Lara
    10.09.2016

обзавидовалась… это же надо, какие приключения… мне таких в жизнь не пережить…

• Виктория Усольцева
    07.09.2016

Как здорово вы «прогулялись»! Никогда не бывала в Башкирии, с огромным удовольствием познакомилась. Хотя бы удаленно. Модно :) Бесподобная природа, наверное, душа отдохнула с запасом!
    Мы тоже обожаем путешествовать и дети этому не преграда )
    Эмоции-то остаются, а сложности (полностью с вами согласна) забываются мгновенно.

• Екатерина
    06.09.2016

Спасибо за увлекательное путешествие. Поехать не удастся, но мысленно я прошлась по такому интересному маршруту)))

• Марина
    02.09.2016

Василий, посмотрела ваши фото, поностальгировала. Я была на Белой 30 лет назад. Мы сплавлялись, не зная названий деревень, а начинали с турбазы Агидель, видели настоящую башкирскую свадьбу и обжирались башкирским медом. С тех пор я мед не люблю)) А вождей на скалах вы видели?

03.09.2016

Да пчел там много, нас 2 раза цапнули. Вождей, не видели. Что за вожди? Как они выглядят?

• Катерина
    31.08.2016

Спасибо за фотографии! Сама я туда вряд ли доеду, хоть фотографии смогу посмотреть! Спасибо, что выложили такую красоту!

• Алла
    31.08.2016

У нас на Урале места просто сказочные по красоте. А вы, ребята, просто молодчины, что так активно отдыхаете :-(

• Elena
    28.08.2016

Отдых получился отличный! Лучше не придумаешь,а главное,активный! :-p Фото чудесные,такая красота! Классно! Удачи!

• Святослав
    26.08.2016

В Башкирии сплавлялся: по Сакмаре 21 день, по Уфе 11 дней, по Инзеру 12 дней, по Юрюзани 11 дней. Очень красивые места. С медведями сталкивался на Кольском полуострове (Неудачная рыбалка), на Сахалине (Корова на перевале), всё это есть на моём блоге. Самая страшная встреча была на Сахалине. :-(

• Роман
    25.08.2016

По такому маршруту и я бы с удовольствием прошелся. Какие шикарные виды вокруг, да и компания собралась отличная, не путешествие, а настоящий отдых у вас вышел!

• Алексей
    22.08.2016

Так и надо отдыхать, а не жариться на пляже целыми днями.

• Оксана
    22.08.2016

Вы такие молодцы, столько километров проехать. А я совсем рядом с Башкирией живу, и не раз там бывала, но такую красоту у Вас увидела.

• Олег
    21.08.2016

Такое захватывающее приключение у вас получилось! Прямо, хочется к вам! :p Здорово, что можно, работая удалённо, в любое время выбираться на природу!

• Татьяна
    17.08.2016

Василий, вот это путешествие, просто дух захватывает! А что же делать в случае нападения медведя?

18.08.2016

В случае нападения мало шансов. А так если встретить медведя или он выйдет к лагерю, что очень маловероятно, либо просто тихонько уходить от него, либо прикинуться мёртвым.

• Елена
    17.08.2016

Экстремальненькое у вас получилось путешествие. Ну да, наверное, это — скорее плюс, а не минус.
    Виды очень красивые. Наверное, туристы там не самые частые гости, поэтому все такое целое и чистое. Местные к своей территории побережнее относятся.

• Нина
    16.08.2016

тоже так любила отдыхать, наслаждаться. Но с появлением детей все резко исчезло. Семья, уют, тепло. Река и у нас Белая есть, горная речка и холодная. В начале лета сплавлялись, но это был не просто сплав а рафтинг экстрим. И пещера, и поляна, и все места очень красивые. Медведица, вас бы вряд ли тронула, а там кто ее знает. Но на будущее- иногда надо бояться людей , а не зверей))))

• Арина
    15.08.2016

Замечательное путешествие. Но тут, наверное, стоит еще и быть физически подготовленным.

• Екатерина Башкурова
    15.08.2016

Отличное путешествие. Программа «максимум»! У нас в Сибири тоже очень много горных рек и сплав достаточно популярен среди туристов.
    Я один раз сплавлялась в Сочи по горной реке — это конечно для экстремалов (мне было страшно и холодно)))

• Галина
    15.08.2016

Молодцы! Интересное путешествие, и какие красивые места.

• Ирина Лукшиц
    14.08.2016

Какие вы молодцы! Надо активно путешествовать. пока молодые, тогда и с возрастом не будете сдаваться годам! Природа вокруг очень красивая, прямо дух захватывает. Думаю,что впечатлений хватит на целый год. :-(

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.